И.А. Бунин пишет о трагической, мимолетной любви. Для него это непостижимое чувство , пронзительное, счастливое и трагичное одновременно. Во всех рассказах цикла «Темные аллеи» любовь обречена. У его героев есть лишь мгновение на счастье, а потому этот момент особенно ценен. Автор, используя жанр короткого, но емкого рассказа, показал любовь во всей ее многогранности. Каждая грань прекрасна по-своему. Иногда любовь в рассказах приобретает достаточно причудливую, необычную и даже странную форму. Новелла «Чистый понедельник» как раз о такой любви.
Герои молоды, богаты и очень красивы. Их имена читатель так и не узнает. Они просто не нужны в повествовании. Он, хоть и родом из Пензенской губернии, но прекрасен как представитель южных кровей, сицилианец. Она выглядит как восточная красавица из Персии или Индии. «Шамаханская царица» – восклицает восторженный актер, увидев героиню. Вместе они составляют очень красивый и гармоничный тандем, заставляющий любоваться ими публику ресторанов и театров. И то, и другое они посещают почти каждый вечер. Это как своеобразный ритуал. Обеды в ресторанах, модные спектакли, за которыми следует шикарный ужин за городом.
Она вела себя немного отстраненно и загадочно. Женская натура светской девушки, которая полна противоречий. Будто ей ничего не было нужно, ни обедов, ни ужинов, ни цветов, ни книг, ни шоколада. Однако, цветы у нее были любимые, подаренные книги она все прочитывала, а шоколада съедала по коробке в день. Обедала и ужинала с «московским знанием дела». У нее были любимые дорогие блюда из мяса и птицы. Истинной слабостью героини были изысканные ткани: бархат, атлас, меха. И на выездах она всегда одета была шикарно. А на курсы ходила «скромной курсисткой», завтракала в вегетарианском кафе на Арбате за 30 копеек. И трудно сказать были ли это причуды купеческой дочери, либо признаки многогранности ее личности.
Юноша понимал, что это странная любовь и отношения. И то, что будущего у них нет, ведь о браке она слышать не хотела. Но старался гнать от себя эти мысли. Девушка же понимала, что это «первый и последний» ее мужчина. Любила ли она его? Наверное, да. Только это была очень своеобразная любовь. Думаю, она хотела испытать это чувство, понять каково это любить и быть любимой, перед принятием главного своего решения.
Когда читаешь рассказ, становится обидно и горько за героя. Он безоговорочно принимает выбор возлюбленной, выполняя ее желание, больше не тревожит. Мог ли он бороться за свою любовь? Мог, но, думаю, это бы ничего не изменило. Девушка сделала свой выбор. Она не была религиозна. Ее влекла атмосфера чистоты, гармонии, единения с природой, русской самобытности. Она смогла это все найти только в монастыре. Пошлость светской жизни ее пресытила. Не думаю, что она ушла в монастырь навсегда и решится на постриг. Скорее всего несколько лет поживет послушницей и вернется к мирской жизни в поисках новых эмоций.
После прочтения рассказа Бунина Чистый понедельник возникает ощущение тревожности и какого-то опасения. Как бы пафосно не звучало, но такое опасение ощущается за судьбы родины и подобные темы.
Ведь история часто повторяется и сейчас тоже начало века подобное периоду Чистого понедельника и тоже ощущаются перемены и смена эпох.
Главные герои этого рассказа могут казаться бездельниками и людьми, которые совершенно не волнуются о судьбе собственной родины. Тем не менее, они являются в действительности невероятно чуткими людьми, глубоко способными ощутить чувства друг друга и ветер перемен.
Бунин создает своеобразный слепок времени, его рассказ довольно кинематографичен. Тут вспоминаются слова режиссера Тарковского, который называл кино застывшим временем. Рассказ Бунина тоже почему-то кажется застывшим временем, и этот факт подтверждается четкими временными рамками, которые автор указывает в рассказе.
Удивительным образом, но в рассказе отсутствуют имена главных героев, хотя даны имена другие персонажей, многие из которых являются своеобразными символами эпохи. Бунин указывает на известных деятелей искусства, которые во многом творили эпоху того времени, фактически были творцами самого времени. При этом главные герои не указываются, они просто существуют как два столпа, как противоположности создающие целостность, как два глаза, через которые читатель смотрит на мир этого рассказа.
Основной темой является тревога и любовь. Довольно банальные отношения героев кажутся способом как-то отстраниться от действительности, отыскать нечто настоящее. К слову, для этого героиня также увлекается историей и религией, где хочет получить опору.
Любовь для каждого из них является ценностью, которую они берегут. Особенно героиня, она оттягивает момент близости, так как относится к нему невероятно трепетно. Сама близость насыщена каким-то ощущением обреченности и довлеющего фатума, которого героиня не выдерживает и сбегает под надзор более великой силы – Господа.
Разлука героев как бы аккомпанирует историческим событиям. Из периода благоденствия России предстоит перейти в период разлуки с прежними устоями.
Это произведение занимает особое место в сборнике рассказов «Темные аллеи», объединенных темой любви. Сам Бунин писал, что благодарен Богу за то, что дал ему возможность создать «Чистый понедельник», поведав о прекрасной, но трагической истории любви.
Главные герои безымянны, но мы узнаем, что они оба молоды, красивы, богаты, любят друг друга. Жизнь их беспечна и полна удовольствий. У них есть все, необходимое для счастья, нет никаких внешних препятствий. Тем не менее им не суждено было быть вместе, по желанию героини они расстаются, казалось бы, без видимых причин.
Внезапно их настигло сильное чувство. Они испытывали взаимное, почти мистическое притяжение, чувствуя присутствие и взгляды друг друга. Много загадочного и таинственного было для него в ее облике. В ней сочетались утонченная восточная красота и западное образование. Но много странного и нелепого ощущал герой в их отношениях. Она его любит, но не соглашается стать его женой, не верит в возможность счастья и избегает разговоров об их будущем. Его поражает двойственность ее натуры. При своей любви к роскоши, изысканной одежде, дорогим ресторанам, развлечениям и театрам, она учится на каких-то курсах, посещает монастыри и кладбища. Ей свойственны легкомыслие и скромность, веселость и задумчивость, страстность и холодность. Любит модные стихи и слушает церковное пение, с удовольствием танцует, курит, но соблюдает строгий пост. Она словно мечется, не может понять свое предназначение в жизни. И зреет в ее душе стремление осуществить какое-то свое желание.
В названии рассказа раскрывается смысл происходящего. Именно в чистый понедельник начинается для героини новая жизнь. Этот день, наступающий после разгульной Масленицы, для верующих знаменует начало Великого поста, время очищения от греховных помыслов и деяний. Накануне, в прощенное воскресенье, она в последний раз со своим избранником ужинает, веселится на театральном капустнике, прощаясь со своей прошлой жизнью. Утром сообщает о своем отъезде. Через две недели ему пишет, что намерена уйти в монастырь и принять послушание.
Мучительно переживал главный герой эту неожиданную разлуку, спасаясь в разгулах. Спустя два года, душевная боль сменилась равнодушием и чувством безнадежности. Тоскуя, бродит он по московским улочкам, вспоминая счастливое время, проведенное с любимой. И словно ведомый какой-то мистической силой, едет в Марфо-Мариинскую обитель, где в веренице монахинь замечает, как одна, подняв голову, устремила свой взгляд в темноту, где он стоял, словно почувствовав его присутствие. В сердце героини, даже обретя успокоение в духовной жизни, продолжала жить любовь.
Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе На дне удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно?
Галина Четвертак, молодая зенитчица в повести Бориса Васильева А зори здесь тихие, является одной из пяти главных героинь и представляет собой сложный образ.
Дубровский – благородный разбойник, чья судьба непроста. Он описывается как молодой человек весьма смелый, сильный и решительный. Приятной наружности. Справедливый
Менчик Павел - молодой человек, обладающий достаточно интеллигентным характером и хорошим образованием, которое он получил после окончания гимназии. Несмотря на оконченное образование
Датский принц Гамлет – центральный многогранный персонаж одноимённой драмы Вильяма Шекспира. В нём ярко отобразилась противоречивость современной ему эпохи.
Произведение создается в период творчества поэта, в котором он испытывает неразделенное чувство любви.