Ставший частью серии “Маленькая трилогия”, рассказ “Человек в футляре”, был написан автором в течение двух месяцев с мая по июнь 1998 года. В это время Антон Павлович проживал с семьей в селе Мелихово и был поражен серьезным недугом. Впервые рассказ вышел в свет на страницах журнала “Русская мысль”. Образ главного героя не имел прототипа и был собирательным. Возможно поэтому каждый читатель может в каких-то моментах узнать себя или кого-то из знакомых.
Произведение написано в жанре сатирического рассказа с некоторыми нотами трагизма. Текст поделен на части, каждая из которых несет в себе главную мысль. В основе рассказа лежит конфликт между двумя мировоззрениями. Закомплексованный, трусливый, мелкий Беликов противопоставлен жизнерадостному, открытому для всего нового Коваленко. И в этой борьбе привыкший следовать собственным правилам и букве закона главный герой, оказался повергнут неожиданным отпором со стороны человека, мыслящего свободно.
Название рассказа не несет никакого скрытого смысла. Ведь очевидно, что “человек в футляре” – это личность, закрытая от общества. Главный герой живет в созданном им самим мире, который и стал для него футляром. Внутреннее закрепощение героя имеет и внешние проявления – зонт, калоши, чехлы.
Образы главных героев – Беликова, Коваленко и его сестры и несостоявшейся супруги главного героя Вари, описаны ярко и дают волю воображению читателя. Знание тонкостей человеческой психологии помогает Антону Павловичу, в таком коротком рассказе, показать личность каждого героя в полной мере. Забитый и даже страшный Беликов, хохотушка Варя и своевольный, жаждущий свободы Коваленко.
На протяжении всего рассказа сквозит тема замкнутости, неприятия человеком окружающего мира и как следствие одиночества. И даже любовь, которая должна была присутствовать между Варей и Беликовым и могла бы стать причиной перемен в характере главного героя, была омрачена его верностью своим жизненным законам и вмешательством скучающей общественности.
Автор обращает внимание на проблемы провинциального общества того времени. Такой, казалось бы, никчемный и жалкий человек, как Беликов оказывал влияние на своих образованных и мыслящих коллег по гимназии и держал в страхе весь город. Как такое возможно? А он всего лишь смог взрастить внутреннее “как бы чего не вышло” каждого человека. Нежелание развиваться, глубокая зависимость от чужого мнения, отсутствие инициативы губительно для общества. Когда понятно только то, что запрещено, а то, что разрешено пугает и вызывает массу вопросов, у общества нет будущего.
Чехов учит читателей тому, что жизнь человека – прекрасный дар. Жить наслаждаясь каждым моментом, глубокими чувствами, радостями побед, развивать свои умственные и душевные качества, улучшая тем самым все свое окружение – вот предназначение человека. Пренебрегать этим даром, живя в страхе, стремлении к одиночеству, губя таланты отсутствием инициативы – это преступление.
Своим рассказом "Человек в футляре" Чехов даёт понять, что безропотно поклоняясь всем консервативным предрассудкам мы загоняем себя в рамки, погружаясь таким образом в своего рода футляр отстраненности от всего нового.
Мир с всевозможными запретами и барьерами для подобного рода консервативных людей кажется идеальным. Существование в личном неизменном мире приводит к полному одиночеству, что и случилось с человеком в футляре, не зря название преподнесено в единственном числе.
Основной темой рассказа является изолированная человеческая жизнь. Главный герой кутаясь в свой высоко поднятый воротник прячется от людей. Побочной, является тема любви, которая проскальзывает в симпатии Вари к Беликову. Девушка хочет вызвать интерес у героя, но все безуспешно. Его пугают отношения и общественное мнение со стороны коллег.
Чехов даёт понять читателю, что безразличие к жизни самое ужасное, что может произойти с человеком. Беликов живёт в таком ограниченном мире, в котором ничего не способно радовать. Все яркие краски жизни для него стали тусклой обыденностью. Возникает ощущение будто он только и живёт, чтобы соблюдать все существующие стереотипы.
Человек в футляре - это обобщающий образ застенчивых людей, которые всего опасаются. Они отстранены от мира и погружены внутрь себя. Так же и тема одиночества присутствует в данном тексте. Боязнь всего нового способна делать человека инертным. Среди общества подобных людей наступает стагнация, в которой трудно прорасти индивиду.
Писатель своим рассказом убеждает каждого читателя подумать и ответить на вопрос: "Не носим ли мы подобного футляра?". Чехов учит нас жизни, показывая пример того, как может пропадать индивидуальность человека, который безотчетно поклоняется созданным стереотипам. Писателю удаётся вызвать у людей неприятие подобной серой жизни.
Боязнь впускать в свою жизнь что-то новое убивает в человеке личность и он превращается в жалкое, трусливое создание. Чехов убежден, что человек, как индивид намного богаче того аморфного существа, в которое его способны загнать лень и страх. Настоящее счастье для Чехова - это полноценная жизнь, в которой всегда есть место новому.
10 класс
Однажды 2 мальчика Павлик и Котька пошли на реку ловить рыбу. Но им не повезло и рыбу мальчики не поймали. По дороге домой они увидели колхозный огород. Им стало интересно, что там растет. Они пробрались тайком на огород
На общем фоне, этой работы, художник показал те здания, которые занимали первое место в городе, Дом союзов и «Москва» гостиница. На первое место, в этой работе, можно чётко рассмотреть, кабину импортного автомобиля, управляемого девушкой
Прошлое – это ценный фрагмент времени. Часть жизни отдельного человека и всего человечества в целом. В прошлом остаются важные и неважные, большие и маленькие события.
Беликов – преподаватель греческого языка в гимназии. Читатель узнает его историю из уст его приятеля, Буркина, который рассказывает эту историю другому своему приятелю, Ивану Ивановичу Чимше-Гималайскому.
Вокруг красоты языков часто разгораются споры. Носители защищают и восхваляют свои языки, приписывают им множество заслуг. Абсолютное же большинство голосов во все времена отдавалось русскому языку.