Анализ рассказа Студент Чехова сочинение

Рассказ «Студент» А. П. Чехов называл своим любимым произведением. Оно относится к позднему периоду творчества автора, когда Чехов отходит от привычной для него саркастичной манеры к философскому изложению. Исследователи творчества Чехова, полагают, что «Студент» основан на ранних воспоминаниях писателя. Маленький Антон пел в церковном хоре и подрабатывал в церковной лавке. Поэтому, Чехов уверенно цитирует Священное Писание, умело вплетая его в разговорную речь.

Жанровая принадлежность произведения – это рассказ с элементами притчи. Традиционным литературным направлением для Чехова был реализм, и рассказ «Студент» не изменяет чеховской традиции. По ходу рассказа у главного героя происходит перемена жизненной позиции.

Композиция рассказа линейная, повествование идет постепенно от экспозиции к кульминации и развязке. Композиция делится на три части: исходное настроение Великопольского, диалог меняющий мировосприятие, и новое отношение к действительности.

Библейская история о Петре, рассказанная Иваном, затрагивает души вдов, и студент понимает, что прошлые событий неразрывно связаны с настоящим и будущим. Этот вывод вдохновляет недавно пребывавшего в угнетенном настроении Ивана, и наполняет смыслом его существование – такова суть рассказа.

Главный герой рассказа, бедный студент духовной академии Иван. В жизни Ивана не предвещается перемен к лучшему, ему неуютно и голодно. Студент прекрасно знает библейские тексты и может процитировать их по памяти. Чехов намеренно назвал главного героя фамилией Великопольский, чтобы еще раз подчеркнуть тягу студента к высшему смыслу жизни.

Василиса и Лукерья – обычные неграмотные деревенские вдовы, мать и дочь. Эмоции простых женщин меняют мировоззрение бедного студента. Он ощущает неразрывную связь между тем, что происходило много веков назад и тем, что он переживает сейчас.

Автор поднимает в рассказе несколько тем, среди которых – вера, связь времен, смысл жизни и религия. Главный герой через связь времен ощущает единение с Христом. Тема религии в рассказе звучит в отношении студента к страстной пятнице, которую он вопреки обычаю проводит не в храме, а занят охотой.   После плача Василисы, становится понятно, что вера для Великопольского гораздо важнее религиозности.

Проблематика рассказа основана не бедности моральной и бедности духовной – малодушии. Голод заставляет студента пойти на охоту. В это время дома его ждет больной отец и мать, взвалившая на свои плечи все хозяйство. Когда Иван с отчаянием размышляет о том, как ему сейчас плохо, он не ищет в себе сил жить дальше. Нет никаких надежд на улучшение, ведь так было и во времена Рюрика. Проблемы смысла и ценности бытия, описанные автором, встают остро и не предполагают однозначного отношения.

Обретение надежды, веры и поиск счастья в трудной ситуации – главные мысли, выраженные автором. Чехов на примере Великопольского воодушевляет читателей на достижение просветления в тяжелых условиях жизни.

2 вариант

"Студент" — произведение известного русского классика А.П.Чехова. Это рассказ об Иване Великопольском – студенте духовного учреждения, который рассказал библейскую историю двум женщинам. В произведении заложен глубокий смысл: автор призывает читателя любить жизнь, совершенствовать свои знания и обогащаться духовно.

Центральный персонаж произведения Иван Великопольский темным вечером возвращается в отчий дом. Иван много размышляет о тяжести положения своей страны: он полагает, что известные правители России привнесли в страну только безысходность и нищету. Будущее России ему видеться исключительно бесперспективным и мрачным. Ввиду этих мыслей, весь окружающий мир кажется студенту убогим, суровым и в высшей степени негативным. Иван полагает, что даже через тысячу лет ситуация в России не изменится, и будет все такой же плачевной как при Рюрике, Грозном или Петре.

Главным эпизодом рассказа становится сцена, где Иван встречается с двумя женщинами, дабы погреться у костра и отдохнуть с трудной дороги. Студент рассказывает женщинам новозаветную историю об апостоле Петре, который отрекся от Иисуса. Слушая эпизод из Евангелия, героини проявляют искренние эмоции, потому как история полна трагедии и драмы.

Иван осознает, что история об апостоле Петре произвела глубочайшее впечатление на женщин. Они прониклись рассказом настолько, что не смогли сдержать эмоции. Женщины словно сами пережили драматические события, которые произошли более тысячи лет назад. Студент приходит к выводу, что события, произошедшие в прошлом, неразрывно связаны с настоящим и имеют влияние на будущее. Если человек будет помнить о поступках некоторых личностей, совершенных в прошлом, анализировать и переосмысливать их, то ему будет легче жить в настоящем и будущем.

Неожиданно студент понимает, что он способен привнести в мир что-то полезное. Он тот, кто прекрасно разбирается в Библии, он человек, который понимает многие тонкости, и способен говорить людям о смысле жизни. С этого момента Иван Вернопольский решает, что он «луч света» в мрачном и суровом мире российской действительности.

В своем произведении Чехов доносит до читателя глубокие мысли о том, что человеку необходимо знать историю, находить гармонию в суровом мире и развивать свою духовность.

Сочинение по произведению Студент

Рассказ А. П. Чехова "Студент" - это очень краткое и лаконичное произведение. Однако в эти несколько страниц вложено много смысла. Казалось бы, автор описывает обычный вечер обычного студента духовной академии, а точнее его возвращение домой. Но как раз это возвращение и кажется символичным. Оно означает избавление от страха жизни и обращение к духовности.

В начале рассказа сама природа передаёт внутреннее состояние Ивана: холодно, морозной, неуютно, глухо и нелюдимо. Что-то гложет молодого человека изнутри, он представляет себе, что это же состояние переживали люди в разные времена, оно было, есть и будет. И от этих мыслей тоска наказывается на главного героя, он как бы теряет смысл жизни.

По дороге домой Иван встречает двух женщин, которые живут по-соседству. И вот именно в этот момент он видит огонь, который горит с жаром и треском, освещая собой пространство. Этот огонь тоже является символом- символом прозрения. И студент вспоминает, что в такую же погоду много лет назад грелся у костра апостол Петр. Иван начинает рассказывать женщинам подробности той самой ночи, когда, согласно Библии, Петр отрекся от Иисуса.

Неожиданно для главного героя. Эта история находит отклик в сердце слушательниц. Одна из них, Василиса, даже расплакалась. Слезы женщины наполнили историю какой-то живостью, она стала шире, чем просто повествование. Она обрела эмоции. И тут Иван понимает, что он не одинок. Все, что творится у него в душе, понятно не только ему. Главный герой осознает, что прошлое и настоящее неразрывно связаны между собой. И это открытие даёт душевный покой и наполняет существование особым смыслом. Уже совсем по другому смотрит он на мир, не такой лютой кажется ему непогода и он понимает, что впереди прекрасное будущее.

Главная мысль этого произведения: в каких бы условиях не находился человек в тот или иной отрезок жизни, кто бы его не окружал, какие бы испытания не преподносила судьба, он может найти счастье. Это счастье в душе и в вере. Вере в Бога, в счастье, в себя.Каждый выбирает свою веру сам.

Анализ 4

Рассказ "Студент" Чехова - это прекрасный образец классической литературы, в котором автор рисует портрет бедного студента, который вынужден жить в крайне трудных условиях. Рассказ написан в 1894 году и относится к периоду зрелого творчества Чехова.

Чехов использует простой язык и небольшой объем текста, чтобы передать сложные эмоции героя. Он не делает много лишних слов, но при этом его описание достаточно точное и живое, что создает у читателя яркое впечатление от произведения.

Общая атмосфера рассказа напоминает классические русские произведения XIX века, где звучат такие темы, как борьба с жизненными трудностями и противостояние общественным порядкам.

В целом, "Студент" Чехова - это прекрасное произведение, которое обязательно стоит прочитать всем, кто интересуется литературой и хочет погрузиться в мир русской классики.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Студент

Анализ рассказа Студент

Популярные сегодня темы