Беликов – преподаватель греческого языка в гимназии. Читатель узнает его историю из уст его приятеля, Буркина, который рассказывает эту историю другому своему приятелю, Ивану Ивановичу Чимше-Гималайскому. Самого Беликова на тот момент, когда Буркин ведет свой рассказ, уже нет в живых. Тем не менее, именно он является главным героем, именно его Буркин описывает как «человека в футляре».
Буркин рисует портрет человека крайне неприятного. Перед нами предстает маленький, тщедушный человечек, которому уже далеко за сорок, напоминающий какого-то зверька, вроде хорька.
Этот человечек привык тепло одеваться. Он даже летом носит калоши и зонтик, теплое ватное пальто. На глазах – темные очки. В ушах – затычки. Стремится на все надевать чехлы: зонтик у него находится в чехле, часы в чехле, перочинный ножик – тоже. Даже лицо свое он, кажется, прячет в чехол, такое на нем непроницаемое выражение.
Тревожный. Постоянно опасается, как бы чего не случилось. Поскольку характер у Беликова довлеющий, его тревожность передается всем, с кем он общается. Постепенно тревожностью от него заражаются чуть ли не все люди в округе.
Все боятся его, даже директор гимназии. Признает Беликов только то, что пишется в распоряжениях, циркулярах и газетных статьях, в которых что-либо запрещается.
Беликов ненавидит все новое и любит все старое. Недаром он тяготеет к древним языкам. Даже языки он любит вымершие.
Холост. Незадолго до смерти начинает всерьез задумываться о женитьбе. Однако вместо женитьбы с ним случается такая неприятность, из-за которой Беликов расстраивается, заболевает и помирает.
Коваленко Михаил Саввич – молодой украинец, учитель истории и географии. Высокий, смуглый. Вечно спорит с сестрой, Варенькой. Брат и сестра то ссорятся, то мирятся, но живут вместе и помогают друг другу. Однажды Михаил Саввич с Варенькой отправляется на велосипедную прогулку. Именно эта прогулка и изменила жизнь и планы героев, а Беликов из-за этой прогулки так расстроился, что не смог ее и пережить.
Варенька – сестра Михаила Саввича. Ей примерно тридцать, но она хороша собой: высокая, стройная, чернобровая. Хохотушка. Поет украинские песни. Именно на ней чуть было не женился Беликов. Можно сказать, что Варенькин хохот довел Беликова до могилы.
Иван Иванович Чимша-Гималайский – ветеринарный врач. Заядлый охотник. Это он слушает рассказ Буркина про человека в футляре. Иван Иванович и сам горит желанием что-то рассказать, но Буркин его прерывает.
Иван Иванович переживает о том, что в этом мире людям ради куска хлеба приходится терпеть ложь, не замечать ее, молча сносить обиды и унижения, а часто еще приходится врать и самим.
Буркин – преподает в гимназии. Невысокий, полный, лысый. Носит длинную черную бороду. Именно Буркин рассказывает своему товарищу, Ивану Ивановичу, историю Беликова, «человека в футляре».
Марфа – жена сельского старосты. Не выходит из дома днем – только ночью.
Повар Афанасий – повар Беликова.
В рассказе «Человек в футляре» Чехов сумел изобразить несколько типов человеческих личностей. Пожалуй, наиболее ярко писатель рисует Беликова. Это обыкновенный учитель, преподающий в гимназии греческий язык. Внешне он совершенно непривлекателен. Его бледное маленькое лицо напоминает мордочку хорька. Улыбка у него какая-то кривая, а глаза всегда скрыты за тёмными стёклами очков.
Точный возраст данного героя неизвестен. Автор пишет, что ему «уже за сорок».
Беликов постоянно стремиться защитить и себя, и вещи ему принадлежащие, оболочкой. И ножик перочинный у него в чехле, и зонтик, и даже часы. Да и своё тело он словно прячет в футляр. Например, в любую погоду носит калоши и поднимает воротник верхней одежды.
Чрезвычайно мнителен и осторожен. Не любит, когда окружающие нарушают правила. Хвалит только прошлое. Новшеств остерегается. Ходит в гости к знакомым и коллегам не потому, что ему хочется, а потому, что так положено делать.
М.С. Коваленко — учитель географии и истории — полная противоположность Беликова, которого он называет фискалом и мерзкой рожей. Это молодой, крепкий, красивый, высокий мужчина со смуглой кожей, большими руками и громким басовитым голосом. Носит вышитую сорочку и фуражку. Его длинный чуб спадает аж на лоб. По происхождению он хохол.
Михаил Саввич мыслит прогрессивно, много читает и привык смело высказывать собственное мнение. Ему непонятно, как мог такой никчёмный человечишко запугать целый город. Беликов неприятен Коваленко, однако он не препятствует свиданиям сестры с ним, не вмешивается в их отношения. Спускает же лестницы после того, как тот упрекает его в увлечении книгами, катанием на велосипеде и обещает доложить об их разговоре начальству.
Варенька — родная сестра Коваленко, дочь статского советника. Имеет хутор. Ей уже лет тридцать. Выглядит очаровательно: фигура стройная, брови черные, глаза тёмные, а на щеках румянец играет. Хорошо поёт романсы. Очень эмоциональная и жизнерадостная, потому часто заливисто хохочет. Она поддаётся на уговоры выйти замуж за Беликова и благосклонно к нему относится, поскольку часто спорит и ругается с братом. Да и как любая барышня её возраста, Варвара Саввична уже не раз задумывалась о семье, своем угле.
И.И. Чимша-Гималайский — учитель той же гимназии, что и вышеупомянутые герои. Он высок и худощав. Курит трубку. Живёт вблизи от города. В свободное время выезжает охотиться.
Буркин — тоже педагог. Был соседом Беликова по дому. Отличный рассказчик, наблюдательный, умеет делать философские выводы.
Афанасий — шестидесятилетний полоумный вечно пьяный повар Беликова. Раньше служил денщиком.
Бориса Леонидовича Пастернака можно назвать великим русским поэтом, который также занимался и переводческой деятельностью. Его жизненный путь был долгим, однако стоит сказать о том, что при литературном даре писателя
На репродукции картины Г. Нисского можно увидеть описание дорог Подмосковья. Почему же именно Подмосковья, спросите вы? На это указывают несколько составляющих картины, которые художник продумал до мелочей
В комическом рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» для заголовка автор использовал название известной рептилии. Благодаря ее особенности приспосабливаться за счет смены оттенков к окружающим условиям
Искусство буквально окружает нас с самого рождения. Когда родители стараются запечатлеть на объектив фотоаппарата наши первые шажочки, они создают уникальный снимок, который поймал момент.
В современном мире сложно отрицать положительное влияние технического прогресса на человека. Роботы и всякого рода техника облегчает жизнь, превращает каждодневный труд в приятное времяпрепровождение
Герой романа И. А. Гончарова «Обломов», Андрей Иванович Штольц, является довольно интересной личностью. Как он сам признавался, труд – это образ, содержание, стихия и цель его жизни