В литературной критике есть мнение, согласно которому в художественных произведениях автор придумывает для героев такие речи, когда они имеют в виду какое-либо скрытое значение по сравнению с тем, которое напрямую следует из сказанного ими. В таких случаях в критике говорят, что речь героя имеет определенный подтекст, то есть еще и другое значение, кроме прямого. Понять подтекст читатель может с помощью разных приемов. Например, иногда его можно понять исходя из всего хода повествования, из своих соображений, из показанного писателем характера героя. В таких случаях сам автор произведения может объяснить, что именно имел в виду придуманный им персонаж. Легче всего это сделать в прозаическом сочинении.
По-другому обстоит дело в драматургических произведениях. В такой литературе автор не ведет повествование от себя. Писатель может от себя сделать ремарки или воспользоваться приемом, который называют репликой в сторону. Однако не всегда такие приемы используются, и может быть разная степень разъяснения с помощью этих приемов подтекста.
В литературной критике существует мнение, согласно которому использование подтекстового значения, когда автор хочет, чтобы читатель понимал его мысль через скрытое значение разговоров героев, их поведение, поступки является одним из приемов в художественных произведениях и чаще используется в драматургии. В литературной критике считается, что этот прием часто использовал в своих пьесах писатель Антон Павлович Чехов. В критике по отношению к произведениям Чехова этот прием назван подводным течением. Как считается в литературной критике, автор часто передавал действие, его напряжение, раскрывал характеры героев именно через подтекст. Эта скрытность действия и получила название подводного течения.
Одним из произведений Чехова, в котором он использовал прием подводного течения, является пьеса «Вишневый сад». В литературной критике считается, что в этом произведении прием подводного течения автор часто применял и на этом приеме в значительной мере основан весь сюжет. Как считается, этот прием использован уже в самом почти полном отсутствии внешних событий. В пьесе персонажи много разговаривают, предполагают совершить разные действия, строят планы, но при этом конкретных внешних действий, происшествий очень мало. В литературной критике считается, что это почти полное отсутствие внешних событий и составляет подводное течение в пьесе, с помощью которого автор хочет передать напряженность произведения.
Пьеса «Вишнёвый сад» - последнее драматическое произведение А.П Чехова, над которым он работал целых семь лет. Будучи написанным на стыке двух эпох, оно является отражением важнейших социальных проблем, назревавших в российском обществе, более того, пьеса наполнена символами и скрытым подтекстом. В чем же кроется скрытый смысл «Вишнёвого сада»?
Центром произведения А.П Чехов делает не человека, а образ-символ — вишнёвый сад. Сад, «прекрасней которого ничего нет на свете» — это детство, счастье, духовность, красота, место надежд, прошлая культура страны и в целом вся Россия. Ярко выраженного внешнего конфликта в произведении нет: в центре повествования лишь вопрос о продаже вишневого сада обанкротившейся дворянки Раневской, но автор, размышляя о будущем России, делает стержнем действия конфликт внутренний, подтекстовый.
В системе персонажей «Вишнёвого сада» отсутствует деление персонажей на положительных и отрицательных, главных и второстепенных – все герои олицетворяют прошлое, настоящее или будущее. Раневская и Гаев представляют собой прежние времена: они живут тоской по прошлому, ностальгией и совершенно не хотят решать проблемы настоящего времени, тогда как купец Ермолай Лопахин олицетворяет современность.
Лопахин искренне, честно хочет помочь Раневской, осуждает её бездеятельность и советует разбить сад на участки, а после отдавать их в аренду. Сама эта мысль для Раневской кажется дикой: «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, то это только наш вишневый сад». Сад для неё — это ценное прошлое: счастливые и трагические воспоминания привязывают её к этому месту. Но, как для России того времени необходимы были реформы и изменения, чтобы на порядок улучшить жизнь граждан, так и вишнёвому саду требовался новый хозяин и изменения. В третьем действии пьесы, когда выкупается сад, Раневская переживает: «Сегодня судьба моя решается, судьба…». Действительно, продажей сада решается судьба не просто главной героини, но и целого поколения - судьба последних представителей вырождающегося дворянства. На смену им приходит буржуазия: купцы, дельцы, материалисты.
В произведении также представлены герои, с кем автор связывает свои представления о будущем – это бедный студент-разночинец Петя Трофимов и семнадцатилетняя Аня Раневская. Они оба рассуждают о будущем, как о чем-то безусловно счастливом, прекрасном и светлом: «...перед нами откроется новый, чудесный мир…». Однако ни монологи Пети, ни мечтания Ани не приводят ни к каким конкретным поступкам. Сад у них ассоциируется с чем-то прекрасным, необыкновенным, с тем, что их ждёт впереди, но для этого будущего герои ничего не делают. Наконец, самым важным эпизодом произведения становится последняя сцена с больным лакеем Фирсом, о котором все забывают и запирают в пустом доме. Это олицетворяет истинное отношение всех героев к будущему страны, ведь Фирс и вишневый сад - это однотипные персонажи, которые в итоге остаются без внимания: что старый лакей остаётся умирать в одиночестве, что вишнёвый сад срубают топором.
Таким образом, произведение «Вишнёвый сад» это далеко не пьеса о продаже обычного сада, а философские рассуждения А.П Чехова о будущем страны. Подводным течением произведения является идея о человеке в историческом потоке, о разных поколениях и их отношении к стране.
Эта картина похожа больше на черновик, набросок, но главная фигура прорисована очень четко.
В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.
Произведение Гаршина Всеволода Михайловича Сказка о жабе и розе показывает красоту и быстротечность жизни. Каждый раз, когда расцветает роза, она проживает прекрасные мгновения. Так же и с людьми
Перед каждым человеком, хотя бы раз в жизни возникал вопрос, а что же такое «красота»? Понятно, что у каждого из нас, это слово ассоциируется с чем-то хорошим, радующим глаз, вызывающим положительные эмоции
В старые далёкие времена жил в городе Винета один зажиточный купец. Его звали Уседом. Он содержал корабли, которые плавали по дальним странам, продавая дорогие товары
Кто из детей не любит сладенькое. Но когда любимые вкусности готовит мама, это особенно волнительно и желанно. Я витаю в мечтах, когда смогу вдохнуть аромат разливающийся по нашей маленькой кухне