Проблематика рассказа Человек в футляре Чехова

Чехов в рассказе пытается поднять основные нравственные проблемы. Оно мастерски подмечает важные вопросы, которые затрагивают жизнь людей. В произведении автор заставляет людей размышлять над сложившейся ситуацией.

В центре рассказа автор отмечает «футлярных людей». Она продемонстрирована в облике учителя древнегреческого языка Беликова. Мужчина стремится защитить себя от разных проблем. Он пытается решить трудности, опираясь на свод правил. Еще у него странная одежда: пальто на вате, в очках и с зонтиком. Видно, что мужчина опасается возникновения непредвиденных ситуаций. Такой образ жизни накладывает след на психике героя. Он испытывает тревожные состояния, а волнения возникают без особых причин.

Проблема данного человека заключается в том, что Беликов сильно влияет на других людей. Он строго наблюдает за соблюдением правил. Если он замечает нарушение закона, то он быстро рассказывает начальству о происшествии. В результате таких доносов, Беликова боятся местные жители. Стоит отметить, что боязнь признана автором насущной преградой.

Еще одним «футлярным человеком» является Мавра. Женщина жила в деревне, а последние годы провела на печи. Автор говорит, что такой образ жизни плохо повлиял на поведение героини.

Помимо «футлярности» необходимо отметить проблему несправедливости в обществе. Антон Павлович пытается обобщить все слои общества. Он говорит читателю, что люди боятся начальства, желая выслужиться перед руководителем для получения должности. В результате возникает лицемерие.

В рассказе скрыта проблема пассивности. Все персонажи контролируют негативные тенденции в обществе, но упорно пытаются молчать о данных проблемах. Отдельные люди, не пытаются производить серьезные изменения в жизни людей. Чтобы подробнее рассмотреть проблему пассивности, нужно рассмотреть характеры учителей — Буркина, Чимшу-Гималайского.

Читатель заметит, что автор пытается рассмотреть возможность свободно излагать свои мысли. В качестве примера он приводит Михаила Коваленка — учителя истории и географии. Данного мужчину читатель может уважать за честные суждения. Он замечает недостатки, пытаясь исправить возникшие трудности. Михаил разгуливает в сорочке, не боясь серьезного наказания. На фоне других героев рассказа сильно отмечается Коваленко.

В произведении затронута проблема любви. Автор произведения отмечает проблему на  Беликова и Вареньки. Ему, кажется, что Беликов не может любить. Он встречает Варю, понимая, что испытывает к девушке светлые чувства. Коллеги помогают данному знакомству трансформироваться в дружеские отношения. В результате Беликов думает жениться на Варе. Он долго размышляет над данной ситуацией. Вдруг между Беликовым и Михаилом возникает ссора. Михаил обижает коллегу, а Варя веселится в этот момент. Увидев реакцию девушки, Беликов не желает с ней связываться.

2 вариант

Антон Павлович Чехов – создатель произведений, пронизанных сатирой, глубоким смыслом и не менее глубоким раскрытием характеров и судеб героев. Читая произведения автора, восхищаешься не только его писательским талантом, но и хорошими познаниями психологии.

«Человек в футляре» – творение, созданное в 1898 году и вошедшее в серию рассказов «Маленькая трилогия» наряду с рассказами «Крыжовник» и «О любви». Чехов работал над этим произведением в Мелиховке на протяжении пары месяцев. Вообще процесс написания рассказов этого цикла дался ему с трудом, поскольку развившийся туберкулез уже не позволял много работать, но все же он успел завершить начатое.

Вряд ли главный персонаж рассказа «Человек в футляре» олицетворяет какого-то конкретного человека, вероятно, это собирательный образ. По крайней мере, литературоведы, жившие в то время, склонялись к нескольким кандидатурам, которые могли послужить прототипом, но ни один из них не имел полного сходства с персонажем.

Проблематика произведения

Чехов в рассказе «Человек в футляре» ярко иллюстрирует проблемы своего времени, среди которых следует выделить основные четыре.

Во-первых, проблема консерватизма. Писатель с сожалением пишет о людях, которые не живут, а только существуют в этом мире. Они поступают так, как этого ждет общество, поступают шаблонно, не смеют плыть против течения и даже не позволяют судьбе самой что-то изменить в их жизни, тем самым преобразив ее. Боясь чего-то нового, это люди становятся серыми, бездейственными, а значит и несчастными. Поскольку таких людей вокруг очень много, это неизбежно приводит общество и страну в целом к торможению в развитии, даже если где-то появится росток, способный вырасти во что-то новое и масштабное, скорее всего, он будет загублен консервативным большинством.

Во-вторых, проблема отсутствия смысла жизни. В чем смысл жизни Беликова? Он не может сделать свою жизнь счастливой, он не может сделать счастливой жизнь других людей. Вся его жизнь растрачивается на бесконечные беспокойства о том, как бы чего плохого не случилось, тогда как плохое уже случилось давно – он по уши в выдуманных страданиях.

В-третьих, страх перед любовью. Беликов живет в своем футляре, а окружающие его люди продолжают оставаться по другую сторону этого выдуманного футляра. Он не в состоянии избавиться от него и подпустить кого-то к себе по-настоящему. Персонаж остается одинок, потому что не смог открыть свое сердце даже девушке, которая ему нравилась.

В-четвертых, проблема социопатии. Беликов – настоящий социопат: он сторонится общества, у него происходит отторжение, он не может заставить себя сблизиться с кем-то, не позволяет людям помочь себе, хотя сами люди не дистанцируются от него и готовы помогать.

Своим произведением Антон Павлович Чехов наталкивает нас на рассуждения: «А не воздвигаем ли мы такой же футляр, какой был у Беликова?» Автор говорит о том, что в человеке большой потенциал, если он его не давит ленью и необоснованными страхами. Счастье – это открытость ко всему, это жизнь, где есть место эмоциям, общению и индивидуальности.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблематика рассказа Человек в футляре

Проблематика рассказа Человек в футляре

Популярные сегодня темы