Чехов в рассказе пытается поднять основные нравственные проблемы. Оно мастерски подмечает важные вопросы, которые затрагивают жизнь людей. В произведении автор заставляет людей размышлять над сложившейся ситуацией.
В центре рассказа автор отмечает «футлярных людей». Она продемонстрирована в облике учителя древнегреческого языка Беликова. Мужчина стремится защитить себя от разных проблем. Он пытается решить трудности, опираясь на свод правил. Еще у него странная одежда: пальто на вате, в очках и с зонтиком. Видно, что мужчина опасается возникновения непредвиденных ситуаций. Такой образ жизни накладывает след на психике героя. Он испытывает тревожные состояния, а волнения возникают без особых причин.
Проблема данного человека заключается в том, что Беликов сильно влияет на других людей. Он строго наблюдает за соблюдением правил. Если он замечает нарушение закона, то он быстро рассказывает начальству о происшествии. В результате таких доносов, Беликова боятся местные жители. Стоит отметить, что боязнь признана автором насущной преградой.
Еще одним «футлярным человеком» является Мавра. Женщина жила в деревне, а последние годы провела на печи. Автор говорит, что такой образ жизни плохо повлиял на поведение героини.
Помимо «футлярности» необходимо отметить проблему несправедливости в обществе. Антон Павлович пытается обобщить все слои общества. Он говорит читателю, что люди боятся начальства, желая выслужиться перед руководителем для получения должности. В результате возникает лицемерие.
В рассказе скрыта проблема пассивности. Все персонажи контролируют негативные тенденции в обществе, но упорно пытаются молчать о данных проблемах. Отдельные люди, не пытаются производить серьезные изменения в жизни людей. Чтобы подробнее рассмотреть проблему пассивности, нужно рассмотреть характеры учителей — Буркина, Чимшу-Гималайского.
Читатель заметит, что автор пытается рассмотреть возможность свободно излагать свои мысли. В качестве примера он приводит Михаила Коваленка — учителя истории и географии. Данного мужчину читатель может уважать за честные суждения. Он замечает недостатки, пытаясь исправить возникшие трудности. Михаил разгуливает в сорочке, не боясь серьезного наказания. На фоне других героев рассказа сильно отмечается Коваленко.
В произведении затронута проблема любви. Автор произведения отмечает проблему на Беликова и Вареньки. Ему, кажется, что Беликов не может любить. Он встречает Варю, понимая, что испытывает к девушке светлые чувства. Коллеги помогают данному знакомству трансформироваться в дружеские отношения. В результате Беликов думает жениться на Варе. Он долго размышляет над данной ситуацией. Вдруг между Беликовым и Михаилом возникает ссора. Михаил обижает коллегу, а Варя веселится в этот момент. Увидев реакцию девушки, Беликов не желает с ней связываться.
Антон Павлович Чехов – создатель произведений, пронизанных сатирой, глубоким смыслом и не менее глубоким раскрытием характеров и судеб героев. Читая произведения автора, восхищаешься не только его писательским талантом, но и хорошими познаниями психологии.
«Человек в футляре» – творение, созданное в 1898 году и вошедшее в серию рассказов «Маленькая трилогия» наряду с рассказами «Крыжовник» и «О любви». Чехов работал над этим произведением в Мелиховке на протяжении пары месяцев. Вообще процесс написания рассказов этого цикла дался ему с трудом, поскольку развившийся туберкулез уже не позволял много работать, но все же он успел завершить начатое.
Вряд ли главный персонаж рассказа «Человек в футляре» олицетворяет какого-то конкретного человека, вероятно, это собирательный образ. По крайней мере, литературоведы, жившие в то время, склонялись к нескольким кандидатурам, которые могли послужить прототипом, но ни один из них не имел полного сходства с персонажем.
Проблематика произведения
Чехов в рассказе «Человек в футляре» ярко иллюстрирует проблемы своего времени, среди которых следует выделить основные четыре.
Во-первых, проблема консерватизма. Писатель с сожалением пишет о людях, которые не живут, а только существуют в этом мире. Они поступают так, как этого ждет общество, поступают шаблонно, не смеют плыть против течения и даже не позволяют судьбе самой что-то изменить в их жизни, тем самым преобразив ее. Боясь чего-то нового, это люди становятся серыми, бездейственными, а значит и несчастными. Поскольку таких людей вокруг очень много, это неизбежно приводит общество и страну в целом к торможению в развитии, даже если где-то появится росток, способный вырасти во что-то новое и масштабное, скорее всего, он будет загублен консервативным большинством.
Во-вторых, проблема отсутствия смысла жизни. В чем смысл жизни Беликова? Он не может сделать свою жизнь счастливой, он не может сделать счастливой жизнь других людей. Вся его жизнь растрачивается на бесконечные беспокойства о том, как бы чего плохого не случилось, тогда как плохое уже случилось давно – он по уши в выдуманных страданиях.
В-третьих, страх перед любовью. Беликов живет в своем футляре, а окружающие его люди продолжают оставаться по другую сторону этого выдуманного футляра. Он не в состоянии избавиться от него и подпустить кого-то к себе по-настоящему. Персонаж остается одинок, потому что не смог открыть свое сердце даже девушке, которая ему нравилась.
В-четвертых, проблема социопатии. Беликов – настоящий социопат: он сторонится общества, у него происходит отторжение, он не может заставить себя сблизиться с кем-то, не позволяет людям помочь себе, хотя сами люди не дистанцируются от него и готовы помогать.
Своим произведением Антон Павлович Чехов наталкивает нас на рассуждения: «А не воздвигаем ли мы такой же футляр, какой был у Беликова?» Автор говорит о том, что в человеке большой потенциал, если он его не давит ленью и необоснованными страхами. Счастье – это открытость ко всему, это жизнь, где есть место эмоциям, общению и индивидуальности.
Рассказ "Человек в футляре" Антона Чехова затрагивает несколько важных проблем, которые были актуальны для того времени, когда он был написан. Одна из главных тем рассказа - это социальный конформизм и жестокость общественных норм.
Главный герой рассказа, Иван Дмитриевич, не умеет справляться с трудностями и стрессом, что вызывает у него нервное расстройство. В то же время, его окружение относится к нему безразлично и даже жестоко. Например, врач, которого он посещает для лечения своей болезни, вместо сочувствия высмеивает его состояние и предлагает ему жить в футляре.
В этом рассказе Чехов обращается к проблемам социальной адаптации и социального давления на личность. Он показывает, что люди, которые не соответствуют общественным нормам, могут быть отвергнуты и вынуждены скрываться, как это произошло с главным героем. Также автор критикует отсутствие сочувствия и понимания со стороны окружающих, что приводит к тому, что человек остается один на один с своими проблемами.
Таким образом, "Человек в футляре" является глубоким и трогательным рассказом о том, как общество может оказывать давление на личность и заставлять ее скрываться от мира.
Берг – офицер, служащий в штабе, выведен в романе, как олицетворение практичности и расчетливости, доведенной до предела.
Понятно, что тут имеется ввиду то, что у настоящего мастера его дело быстро делается. Там, где новичок бы по неопытности потратил много часов, мастер, благодаря опыту, справится за несколько минут!
Знаменитый писатель Сергей Есенин зарекомендовал себя как искусный чуткий поэт. Он мог вызывать высокие чувства в душах разных читателей. Поэзия его восхитительна
Роман «Преступление и наказание» был впервые Федором Михайловичем Достоевским опубликован в 1866 году и сразу вызвал бурное обсуждение у современников писателя. Споры и дискуссии вокруг произведения не утихают до сих пор как среди
На картине, написанной в 1886 году Иваном Ивановичем Шишкиным "Сосны освещенные солнцем" мы можем наблюдать осенний, восхитительный, теплый, лесной пейзаж. Что же может быть лучше теплого, лесного воздуха? Именно он чувствуется при наблюдении
Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», молодой человек, разночинец, нигилист. В своем произведении автор подробно раскрывает философские взгляды