Жанр произведения определяется в виде литературной исповеди в сочетании с философской прозой, главной тематикой которой становится проблема лишних людей, представленная в виде авторских размышлений.
Повествование в произведении осуществляется от имени бывшего чиновника, проживающего в Петербурге в период девятнадцатого века.
Композиционная структура повести состоит из десяти небольших по объему глав, первая из которых лишена сюжетного повествования, а представляет собой философские размышления главного героя о позитивизме, материализме, утопического социализме, а также жизненную авторскую позицию, при этом по объему данная часть занимает почти одну треть от всего содержания произведения. Остальные главы повести являются иллюстрацией к рассуждениям героя в виде описания отрывков его жизни, наиболее запомнившихся ему. К ним относятся его юношество, мнимая стычка с офицером, случай на неудавшемся обеде с однокурсниками, а также кульминация повести в виде общения героя и обитательницы публичного дома, представленной в образе Лизы.
Главным героем повести является сорокалетний мужчина, представленный в образе коллежского асессора, вышедшего в отставку по причине получения небольшого наследства, проживающего в дрянном, скверном закутке на самой окраине города.
Герой изображается как усредненный член общества, отличающийся жизненной потерянностью, терзаемый душевными муками.
Второстепенным, но все же ярким персонажем произведения представляется несчастная Лиза, которая в молодости попадает в публичный дом, но остается при этом чистым, простым и наивным человеком.
Отличительной особенностью повести является характерный речевой стиль при частом применении автором междометий и экспрессивных выражений, раскрывающих полную картину характерных качеств героя, а также его душевного настроения.
Своеобразие произведения заключается в использовании образа подполья, который является символом пространственного приема изоляции, проявляющегося в отрезанности персонажа от окружающих людей, подчеркнутого применением метафоры.
Смысл повести состоит в необходимости определения пределов свободы человеческой воли, а также в изображении испытаний его душевных порывов, которые приводя к разорванности человека с окружающим миром, представляя его так называемую неопровержимую свободу.
В произведении, Достоевский, описывает первые проявления уникальности жизнедеятельности и мышления человека. Раскрываются внутренние переживания человека, значение его как личности в глазах общества и собственных. Затрагиваются острые темы ценности жизни и существования в социуме. Произведение написано в стиле заметок в личном дневнике героя.
В произведении просматриваются символические образы подобия подполья, как образ душевного убежища человека, куда он прячется от проблем общества и несогласия мировоззрения этого общества. Это убежище характеризует некое подобие собственного пространства, где человек сбрасывает маску безразличия и становится самим собой без лишнего пафоса.
Рассказ ведется от лица мужчины средних лет, который вышел в отставку с армейского чина по выслуге лет. Проводит анализ своих решений и поступков в течение службы и после выхода на пенсию. Ему очень неприятно его поведение и характер, с которым он себя характеризует как трусость и слабость противостояния действительности. Вот по этой причине главный герой придумывает себе убежище, как отдушину где можно привести чувства в порядок и обрести равновесие.
В произведении присутствуют моменты падения из крайности в крайность главного героя. Там где, по его мышлению, с ним поступили не правильно, он начинает раздумывать о планах мести. Довести до конца своих замыслов герою не удается, его останавливает частичка хорошего человека, которая не хотела покидать его не при каких обстоятельствах.
В какой-то момент жизни, герой начинает возвышать себя в обществе, принижая остальных. Говоря о себе как о чем-то большем чем остальные и то, что его жизнь значима для общества, чем остальные жизни. Это чувство затуманивает разум героя, что очень видно по поступкам к окружающим. Он олицетворение чего-то большего, чего-то божественного.
Как итог всего происходящего он ловит себя на мысли что все каким либо образом равнее перед каждым, и олицетворение себя как бога суждение не правильное. Из-за этого он еще больше усугубляет свое внутреннее настроение и становится еще более замкнутым человеком и уходит все глубже в свое убежище.
Проблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе Телеграмма
Финляндию также называют страной тысячи озер. Как известно, рыбалка там является весьма распространенным развлечением и до сих пор рыбачат и сами жители страны и приезжает много туристов.
Одним из основных персонажей произведения является маркиза Доримена, представляющая собой вдовствующую представительницу аристократического круга.
Понятие «забота» сопровождает нас с самого детства. О нас заботятся родители, дедушки и бабушки. Когда мы взрослеем, то понимаем, что и сами должны заботиться о других. Так забота входит в нашу жизнь.
Многие люди часто говорят о положительных качествах, но в действительности не каждый понимает суть таких качеств. К примеру, детей часто стараются приучить быть сострадательными, но, чем является сострадание, не особенно объясняют.
Педагог – это человек, который играет важную роль в жизни каждого ребенка. Он не только передает знания, но и формирует личность ученика, помогает ему развиваться и становиться лучше. Для того чтобы стать успешным педагогом