Анализ произведения Подросток Достоевского

История создания романа

Сам сюжет произведения «Подросток» Федор Михайлович придумал еще в 1871 году, но написание этого романа он начал только в 1874 году и спустя год уже закончил его. Отдельным изданием его могли лицезреть только лишь в 1876 году.

Идей Федора было написать огромный роман, ничего не уступающий «Войне и миру» Толстого. Произведение должно было состоять из 5 поветей и носить совершенно иное название – «Житие великого грешника».

В этом романе он хотел полностью отразить себя, то есть то, как он видит себя самого.

Вторым названием романа было «Беспорядок», но и его вскоре Достоевский решил изменить, вместе с формой повествования. Теперь рассказ велся от первого лица, а не от автора.

Жанром данного произведения является реализм, которым был очень популярен на тот момент. Чтобы отобразить его Достоевский использовал проблемы общества, а именно он писал про отношения между старшим поколением и младшим.

Проблематику этого произведения он придумал в 1874 году, когда писал письмо своей любимой жене. Это была актуальная на тот момент времени тема. Это взаимоотношения между поколениями, он брал не только свою семью, а более обширно, то есть в обществе тоже. Также в каких-то моментах проглядывает проблема воспитания.

Все действия в романе происходят в течение нескольких месяцев, а именно с середины сентября по начало декабря. Но в этом произведении описывается не полностью каждый день, а только некоторые моменты, которые соответствуют тематике романа. Если точнее, то каждая часть это три дня. Тем самым конфликт, который присутствует в работе Достоевского перерастает из драмы в трагедию.

Сюжет

Всего в романе присутствует три части.

В самой первой части рассказывает о том, как Аркадий Долгорукий переезжает в Петербург, потому что так хочет его отец. Аркадий хочет быть богатым и успешным человеком и при этом достигнуть этой вершины только честным путем, то есть, не поддаваясь ни на какие мошенничества, воровство, обман и тому подобное. Ему как будто специально попадались такие знакомые, которые как раз-таки и занимались добычей денег нечестным путем. Например, Стебельков, предстает в произведении перед нами в качестве мошенника, Версилов, которому просто повезло, и он получил богатое наследство от своих родственников, Версилова, которая вышла замуж за богатого человека и тому подобное. Также достичь такой вершины он хочет не ради себя, а ради других людей, то есть для того чтобы Аркадий мог им помогать в материальном плане.

Во второй части Аркадий меняется совершенно на противоположного человека, а именно поддается соблазну легких денег. Так как он подумал, что можно просто стать выше всех его знакомы и даже не знакомых личностей любым способом, и даже есть шанс, что об этом никто не узнает.

Также в этой части появляются три любовные линии. Между отцом Аркадия и Ахмаковой, между Лизой и Сергеем, между Анной и стариком Сокольским.

В третьей части повествуется о том, что Аркадий снова задумался над своей жизнью и осознал, что пошел не тем путем. Теперь перед ним предстоит выбор – Ламбер, которого так боится сам Аркадий или Макар, который так заострен на красоте. В итоге Аркадий выбирает правильный путь – идею Христа.

Герои

Аркадий Макарович Долгорукий – девятнадцатилетний незаконный сын Версилова. Очень гордый, а также упорный. Был уже совершеннолетним, но не осознавал свою ответственность за свои поступки из-за чего Достоевский называл его подростком.

Версилов – незаконный отец Аркадия. Из-за его гордыни он не замечает хороших намерений. Для него единственный идеал – это христианство.

Женские образы присутствуют в этом произведении лишь для отображения характеров и поступков главных героев, а также с помощью них отражено отношение главных героев к окружающим людям.

Ахмакова – женщина, которая имела сильный характер и смогла противостоять Версилову.

2 вариант

В работе Фёдора Михайловича Достоевского "Подросток", увидевшей свет в середине семидесятых годов XIX века, автор задумывал отразить свое внутреннее состояние и взгляды на жизнь. Этот роман представляет собой компактную работу, но это не означает его малозначимость; он состоит из трех частей, каждая из которых содержит в себе глубокий смысл.

Достоевский является приверженцем реалистического направления в литературе. В своем произведении "Подросток" мастер сумел создать образы столь жизненные и достоверные, что читатель непроизвольно погружается в события романа.

Жанр этого творения – роман, где главным героем является юный Аркадий Долгорукий. Приехавший по настоянию отца в Санкт-Петербург с намерением заработать честными путями, молодой человек попадает под влияние дурной компании и совершает ряд ошибок.

Однако к концу романа – а это последняя третья часть - Аркадий осознает свою неправоту. Этот момент считается ключевым в романе: он олицетворяет процесс самопонимания, исправления и возрождения.

Главной проблематикой произведения становится вопрос взаимоотношений между поколениями – тема отцов и детей, формирование молодого человека. Писатель подчеркивает важность выбора собственного пути в жизни, а также умение признавать и исправлять ошибки.

Суть романа "Подросток" заключается не только в том чтобы показывать зрителю сложности жизненных перипетий, но и говорить о важности обдуманных действий. Главное - быть уверенным в своих силах и смело двигаться к своей цели.

В этом произведении Достоевский учит нас тому, что путь любого человека полон препятствий; однако всегда есть возможность проложить дорогу к успеху, стоит лишь обдумать свои шаги и действовать решительно.

Анализ 3

Роман поднимает ряд актуальных для человечества тем. Изначально автор планировал назвать произведение по-другому, первоначально роман назывался Житием великого грешника. Главным героем должен был быть Версилов. Планировалось, что он будет иметь черты самого автора. Путь героя, который начинал с атеизма, потом обратился в веру и снова вернулся к атеизму.

Первая тема, которую поднимает автор, это проблема отцов и детей. Эта тема поднимается не только в семье главного героя, но и вообще везде. Проблема воспитания отличается особой актуальностью. Особенно, когда тема касается нравственности.

Далее, Фёдор Михайлович поднимает тему детей, которые являются будущим нашей страны. С детства их окружает множество негативных факторов: «плохая» информация, которая пестрит на страницах журналов и газет, всё, что показывают на телеэкране. Автор описывает разные жизненные ценности: царящий в обществе хаос, случайные семейства и прочее. После автор противопоставляет этим деталям семьи, которые всегда заботились о своей чести и чтили традиции своего родства, за пример берется произведение «Капитанская дочка» и «Война и мир».

Фёдор Михайлович доносит до читателя мысль, что корень всех проблем находится в нравственности, а точнее, ее уровне. В сознании героя царит полный хаос, который возник по причине недостаточного уровня нравственности. По сути, разум героя уже опорочен. По этой причине герой ведет разгульный образ жизни, а потом будет пытаться исправить ситуацию через исповедь.

Следующая проблема – проблема эстетики. Начинается со спасительной красоты, которая помогает душе очиститься. Однако, вот в чем загвоздка, душа уже успела оскверниться. Всё начинается с обычного любования и доходит до того, что может произойти разврат. Любование на прекрасное не поможет измениться за раз, нужно время, чтобы прекрасное накопилось, тогда человек сможет измениться.

После Фёдор Михайлович поднимает тему двойственности красоты. Суть в том, что красота может быть разной. Она может быть, как нравственной, чистой и Христовой, так и грязной, ложной и полной противоположностью первым качествам.

По причине безнравственности человеческое сердце грубеет и перестает понимать, где добро, а где зло. Человек теряет способность правильно оценивать прекрасное. Красота является страшной силой.

Всегда важно помнить, что главной является внутренняя красота души, а не внешность. Проблема в том, что человек, очень часто мужчина, в первую очередь, обращает внимание на внешнюю оболочку. Именно, когда человек следует этой красоте, происходит совершенная другая реакция. В таком случае душа не будет преобразовываться, она будет продолжать оскверняться. Потому как чрезмерное любование на внешнюю красоту приведет к разврату. Эта красота работает непосредственно на сердце, не проходя через разум, в отличие от красоты нравственной, которая охватывает всё и помогает измениться.

Главным героем является Аркадий, незаконный сын Версилова. Этот молодой человек стремится к свободе и независимости. Он еще не умеет различать добро и зло. Герою свойственна гордыня, он желает получить от жизни всё лучшее, его тянет к роскоши. Однако, он не согласен получить богатство путем мошеннических действий. В конечном итоге, герой встает на правильный путь, ему в этом помогает родной отец.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Подросток

изображение Анализ произведения Подросток

Популярные сегодня темы