Жанровая направленность произведения представляет собой повесть в двух частях, однако по авторскому замыслу, отраженному в названии, произведение относится к мемуарно-эпистолярному жанру в виде документального воссоздания картин тюремной реальности, ставших результатами осмысления.
Главной идеей повести является описание особенностей мест заключения глазами арестанта, а также отражение его собственного состояния в тюремных условиях.
Стилевая особенность документальной повести заключается в повествовании в повествовании, поскольку введение представляет собой рассказ безымянного автора об осужденном дворянине Александре Петровиче Горянчикове, приговоренном к десяти годам каторги за убийство из ревности собственной жены, а вторая часть произведения, состоящая из десяти глав, является повествованием от лица самого Горянчикова, ведущего записи из мест лишения свободы.
Своеобразие произведения состоит в его системе персонажей, являющейся разнообразной, но при этом существующей вне сюжетной линии и повествовательной логики, поскольку рассказчик знакомит с героями вне композиционной структуры. Героями повести являются окружающие Горянчикова люди в лице заключенных, соседей по бараку, работников лазарета, надзирателей, военных, жителей поселения.
Основу повести составляют картины из жизни российской каторги, быт которой подробно описывается автором в сочетании с размышлениями о причинах, побудивших людей оказаться в тюремных условиях.
Главный герой называет каторгу мертвым домом, местом, где обычный человек не может жить, а лишь существовать, надеясь на свободную полноценную жизнь. При этом в качестве основного образа повести автор представляет русский народ, отличающийся многообразием в виде различных слоев общества, а также разных национальностей.
Автором в произведении используется метод аналитического отображения реальной действительности, с помощью которого писатель проводит исследование человеческого восприятия немыслимых условий существования, физического и психологического состояния людей, попавших в тюремное заключение, влияние каторжной жизни в отношении индивидуальной оценки и самообладания героев.
Повесть отличает нетипичной для автора манерой повествования, поскольку писателем применяется изображение модели, отличающейся четкими и ясными линиями, а также портретным сходством.
Данное произведение описывает специфику жизни в лагерях на каторге. Эта тема достаточна распространена в литературе, она уже поднималась у Солженицына и Чехова. Читатель погружается в атмосферу жизни, которая скрыта за проволочным забором каторжных лагерей. Обычный человек совсем не представляет какой ужас изо дня в день переживают заключенные. Какая иерархия царит в тех местах, как там общаются, каким унижениям подвергаются люди.
Автор проводит психологический анализ и погружает читателя в тюремную среду, где тот подобно только что доставленному заключенному познает здешнюю жизнь. Фёдор Михайлович описывает переживания людей, то, как меняется их состояние, как меняется их самооценка и самообладание.
Примечательно, что повествование идет от лица автора без имени. Он ведет речь об одном человеке, дворянине по имени Александр Петрович Горянчиков. Ему тридцать пять лет. Он живет в городе под названием К, который расположен в Сибири. Александр убил свою жену, за что был приговорен к десяти годам каторги. После освобождения герой так и остался жить в Сибирской стороне.
Как-то раз неизвестный автор проезжал мимо дома бывшего заключенного, тогда он увидел, что тот что-то пишет. Вскоре Александр скончался и от хозяйки автор получил записки Горянчикова, которые именовались сценами из Мертвого дома. После этого начинается повествование от лица Александра.
Места заключения и жизнь там коренным образом отличается от жизни обыкновенного человека. Здесь всё по-другому, этот мир закрыт от нормальных людей, им абсолютно чуждо то, что творится здесь. Никто не задумывается о том, какие жестокие условия приготовлены тем, кто в чём-то провинился. Тут нечеловеческие и ужасные нагрузки, которые способствуют тому, чтобы поскорее отправиться на тот свет. Не стоит забывать, что автор произведения лично знает, что такое каторга. Потому как сам побывал в подобном месте. Фёдор Михайлович поставил перед собою цель показать обычному человеку, какова жизнь заключенного. Хотел передать, что тот думает, чувствует, чего боится и о чем сожалеет.
Первое время, писатель был в шоке от того, с кем ему приходится сосуществовать. Однако, автор склонен к тому, чтобы постоянно анализировать психическое состояние окружающих людей. Он стал постоянно наблюдать за тем, как ведут себя заключенные. За тем, что толкает их на совершение тех или иных поступков. Заключенный находится в среде, как преступников, так и невинных людей, которых по какой-то причине упрятали за решетку. За годы, проведенные здесь, герой хорошо узнал, каков русский народ.
Собакевича автор сделал схожим с таким грозным и опасным зверем, как медведь. И, разбираясь в первопричинах того, почему герой стал таким, можно задаться вопросом являлось ли это его истинной чертой личности, или он ее приобрел
Главный герой Дубровский поссорился с дворянином Троекуровым, тот благодаря своим связям лишил Дубровского поместья и всех владений.
Моя мечта - это иметь возможность достичь чего-то важного и значимого в жизни. Я хочу стать успешным человеком, который сможет помогать другим и принимать правильные решения в любых ситуациях.
Воробей Воробеич дружил с Ершом Ершовичем. Летом он каждый день прилетал на речку и интересовался у Ерша, как тот поживает. Ерш говорил, что все хорошо, приглашал друга к себе в гости под воду и расхваливал угощения
Зрителю известно, что картины талантливой художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой полностью описывают ее жизнь. Так и картина «Карточный домик», которая написана в 1919 году.
При встрече надзирателя Очумелова и рыжего городового Елдырина, они решили пройти вдоль базарной площади и разведать дела. Неожиданно раздаются возмущенные вопли и собачий скулеж. Им предстает такая картина