Каждое произведение Достоевского являет собой удивительный мир, где каждая мелочь и каждая деталь имеет особое значение, несет в себе глубокий смысл. На страницах романа читатель неоднократно сталкивается с теми или иными символами. Важную роль в «Преступлении и наказании» писатель отдает числам.
С давних пор человек обращался к числам с целью передать сведения или обозначить нравственные явления и понятия. Например, число «три», как равно и «тридцать три» всегда имело большое значение в христианской среде. В частности, Святая Троица символизирует Бога, число 33 означает возраст Христа, а воскресение произошло через три дня после казни. Таким образом, именно с этими числами Достоевский связывает божественные проявления в нашей обыденной реальности.
В «Преступлении и наказании» мы видим, что перед тем, как решиться на убийство старухи, Раскольников мучается три дня. К процентщице он приходил три раза. Число «три» встречается, когда Соня жертвует отцу 30 копеек, и в тот момент Мармеладов чувствует себя предателем Иудой. Здесь не зря проводится параллель с библейской историей. Именно за такую сумму Иуда предал Иисуса Христа.
Интересно, что у Достоевского был собственный экземпляр Евангелия, в котором он отмечал важные с точки зрения философского понимания жизни моменты, в том числе евангельские числа. Помимо божественной сущности этих символов, в них также присутствует и другой смысл – предупреждение о надвигающемся несчастии. Именно поэтому главный герой "Преступления и наказания" оставляет у старухи залог три раза.
Несколько раз в романе упоминается число «одиннадцать», также наделенное библейским значением. В одиннадцать часов Раскольников покидает дом Мармеладовых. Согласно евангельской притче хозяин нанял нескольких работников, первый из которых пришел в третьем часу, второй в шестом, третий в девятом и четвертый в одиннадцатом. Расплатился же с ними хозяин в обратном порядке: первым работником в тот момент оказался последний из всех, тот, что пришел позже остальных. В этом и заключается божественная справедливость. Таким образом, по мнению автора, герой, появившийся в доме последним (в одиннадцатом часу), имеет возможность раскаяться, оказаться первым.
Неоднократно и, пожалуй, чаще других в произведении встречается число «семь», следовательно, писатель придает ему особенную значимость и символичность. Во-первых, «Преступление и наказание» состоит из семи частей, во-вторых, первые две части содержат по семь глав. В-третьих, судьбоносные моменты в жизни главного героя совершаются в семь часов.
Теологи разделяют число «семь» на две части – тройку, обозначающую божественное начало, и четверку, символизирующую миропорядок. Таким образом, данный символ являет собой единение Бога и человека.
Целью числового символизма, к которому так часто прибегает Достоевский, является придание особой значимости и глубины происходящим событиям. Это, в свою очередь, позволяет автору как можно лучше раскрывать личность человека, его душу, которая всегда, - писатель искренне в это верил – стремится быть как можно ближе к Богу.
Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" — очень сложное психологическое произведение, переплетающееся с символикой и мистикой. На протяжении всего романа автор использует несколько цифр, которые имеют определённое значение.
Цифры четыре, семь, одиннадцать и тридцать встречаются в произведении наиболее часто, они взяты из Библейских мотивов. Все эти числа имеют огромное значение в романе. Для того, чтобы понять последовательность и роль цифр в романе, необходимо внимательно прочитать и проанализировать произведение. Рассмотрим каждое число подробнее.
Число четыре — это символ нравственной, духовной смерти героя. В первый раз это число встречается в номере квартиры старухи-процентщицы. После убийства старушки Раскольников прячет все украденный вещи под камнем около четырехэтажного дома. Также цифра перекликается и с Соней, она живёт в квартире под номером четыре, а в этом же доме на четвёртом этаже располагается полиция. Через четыре дня после совершения преступления Раскольников просит Соню прочитать ему Библию.
Пожалуй, самым мистический и загадочным числом является семь. Это число является символом единства Бога и людей. Ровно в семь часов Лизавета должна была покинуть квартиру старухи-процентщицы, то есть примерно в это же время и было совершенно убийство. Во сне про лошадь Родион видел себя семилетним мальчиком, семь лет длилась и каторга героя. Также Марфа прожила со Свидригайловым семь лет. Эти годы можно назвать настоящим адом.
Число одиннадцать в романе символизирует справедливость. Именно в это время Раскольников сознался в совершенном преступлении.
Число тридцать связано с библейской легендой о том, что Иуда продал Иисуса за тридцать монет. Такую же сумму заработала Соня Мармеладова в первый день своей работы, а также затем отдала тридцать монет своему отцу Семену Мармеладову на алкоголь. Также за тридцать тысяч Марфа освободила Свидригайлова, который в конечном итоге её чуть не убил. Таким образом, число тридцать здесь — это символ предательства.
Символика делает роман Достоевского "Преступление и наказание" ещё более глубоким, духовным и нравственным.
И.С. Тургенев написал чудесное произведение «Бежин луг». Одним из интересных персонажей которого является Костя. Этот мальчишка занимается тем, что сторожит коней. От других ребят он отличался грустными глазами. Костя выглядел печально и задумчиво.
Произведения Тургенева отличаются от произведений остальных авторов тем, что Тургенев как никто другой писал с живостью, красотой, и некой элегантностью слова, ловко передавая даже самые сложные переживания своих героев
Что мы представляем когда слышим слово «интеллигент»? Мы представляем напыщенного дворянина, в красивом костюме, который танцует с дамой на балу. Да, безусловно, такого человека можно назвать интеллигентом
У моего раньше папы был кот. Звали его Харитоша. Это был обычный серый кот с белыми носочками на передних лапках. Он, как и все кошачьи, часто прогуливался по дому
Айвазовский известен по большей части как маринист, то есть существенную часть своего творчества он отдал морю. Георгиевский монастырь является ранней картиной
Эрнест Хемингуэй, автор многих известных произведений, правильно заметил, что хорошие книги обладают удивительной способностью погрузить читателя в историю и заставить его переживать все события вместе с героями.