Несмотря на то, что Родион Раскольников доведен до крайней степени нервного напряжения и словно пребывает в психологическом тупике, он все же способен проявлять сострадание и жалость к тем, кто слабее и беспомощнее его. К слову, это отвечает выведенной им же доктрине.
Потому, герой очень трепетно и заботливо относится к детям. Это открывает его весьма робкую и трепетную натуру. Автор показывает читателю, что главный герой, по сути своей, неплохой человек и возможно, если бы обстоятельства сложились иначе, он никогда не пошел бы на смертоубийство. Да вот только судьба сложилась так, что эмоции в данном случае достигли пика, и юноша просто – напросто не смог взять себя в руки, совладать с ними и найти более мирный и законный выход из ситуации.
Что же касается самого Достоевского, для него малышня не просто милый образ – это отображение всего страдающего от несправедливости человечества. Он словно дает понять, что невозможно достигнуть гармонии и жить беззаботно в мире, где плачет хотя бы один ребенок.
Дети в романе символизируют духовную чистоту, непорочность, отсутствие грехов. Это симбиоз всего лучшего и светлого. Раскольников крайне расположен к детям Мармеладова, и даже 18-летняя Сонечка входит в их число, ведь, несмотря на совершеннолетие, выглядит еще совсем ребенком.
Герою больно видеть не только общечеловеческие, но и детские страдания – причем, последние кажутся ему куда более тяжкими. В его понимании причиняющий боль таким чистым существам – не человек. И, несомненно, его позицию можно понять и даже принять.
Нравственная высота детей считается «точкой отсчета» для всего человечества. В одном из кошмаров юноша видит свое детство, он сам страдает от убийства, потому понимает, как тяжело ребенку переносить горести и страдания.
Нет! Ему совершенно не жаль старуху. А вот детей – жаль. Искренне и по-человечески. Можно сказать, даже по-христиански. Хоть Родиона и нельзя назвать убежденным христианином.
Примечательно, что в разговоре с матерью, герой вспоминает о своей покойной невесте и говорит о ней как о ребенке (точнее, применительно к тому времени, когда она была ребенком), сокрушается о том, что она почти всегда была сильно больна, но, несмотря на это он любил ее, а если бы у нее выискался еще какой изъян (горб или хромота), то он бы испытывал к ней еще большую привязанность и еще более сильное чувство.
Но нельзя сказать, что любовь для Раскольникова – это просто жалость. Как нельзя сказать, что и дети для него – только лишь объект для жалости. Дети для героя нечто высшее, божественное, сродни ангелам, спустившимся с небес, чтобы сделать мир чище.
Потому, он и относится к ним с трепетом и благоговением. Мало того, герой ловит себя на мысли, что рядом с детьми чувствует себя счастливым. С одной стороны, можно расценивать это как проявление отцовских чувств.
Но, на самом деле, это не совсем так. Вероятно, рядом с детьми, Раскольников сам вспоминает, как был ребенком, чистым и непорочным, ему дорого то ощущение безмятежности и беззаботности, которое он некогда испытывал.
Как и любому взрослому, ему хотелось бы вернуть те дни, когда можно было ни о чем не беспокоиться, а предаваться играм и забавам. Но увы…Этих дней не вернуть…Никогда…
Роман «Преступление и наказание», который написан Федором Михайловичем Достоевским, является одной из самых читаемых книг не только в России, но и во всем мире. Главным героем является Родион Раскольников, который по сюжету совершает преступление.
Система образов в романе является очень богатой и насыщенной. Среди нее особое место уделяется детским образом. Безусловно, Достоевский дал им определенные роли. Потому в «Преступлении и наказании» несколько детским образов, созданных автором.
Дети в романе являются второстепенными персонажами, потому раскрыты не до конца, но все же они есть и это важно для всей идеи произведения. К этим образам относятся дети Катерины Ивановны, Дуня, утопившаяся девочка, снящаяся главному герою, пьяный ребенок с улицы – данные образы нельзя оставить без должного внимания. Невзирая на свой мелкий уклад в оборот сюжетных линий, они имеют определенное значение. Тема детского возраста и детей присутствует в данном произведении.
Для начала рассмотрим детей Сониной мачехи.
Катерина Ивановна сошлась во второй раз с Мармеладовым после смерти своего супруга, являвшегося офицером пехоты. Она сбежала с ним из родного дома. С ним у нее родилось трое детей. это дочки Поля и Лена, еще сын Коля. Дети одевались плохо, выглядели вечно худыми и голодным, что закономерно от такой жизни. Но мать пыталась заботиться о них, несмотря на постоянную нехватку денег и недоедание.
Соня приходилась падчерицей. Невзирая на способ заработка денег, автор подарил ей тоже не мало детских черт: высокий голосок, милое личико, нежность, которые свойственны больше детям, чем взрослым. Такая бедная жизнь и бедственное положение семьи, жалость к сводным братьям толкнули Сони пойти в проститутки. Но Достоевский совсем не осуждает девушку, а показывает ее как заложницу ситуации.
Героиня беззащитна, верит в чудо и Бога, обладает чистой, наивной, бескорыстной душой, потому ее легко можно обмануть и подставить.
Через образы Детей Катерины автор показывает, что Мармеладов все-таки думал о них. Он ведь пытался брать себя в руки и не пить некоторое время.
Еще одним ребенком в произведении является Дуня Раскольникова. Через нее Достоевский показывает, какие бывают испорченные, гнилые и развратные люди на примере Свидригайлова.
Дети вынуждены страдать из-за слабостей своих родителей и окружающих их.
Пьеса Максима Горького «На дне» является социально – драматическим произведением и описывает жизнь людей, потерявших всякую надежду на светлое будущее. Их жизнь – это грязь, алкоголь и отсутствие какого-либо желания что-то изменить в себе
Пушкин… Как не вспомнить знаменитого Александра Сергеевича? Это же «солнце русской поэзии», его произведения настолько просты в звучании, что душа просится петь
Как известно, любовь является самым сильным и возвышающим чувством. Именно о нем А. С. Пушкин повествует в своем произведении «Дубровский». Мария Троекурова и Владимир Дубровский были предназначены друг другу с детских лет.
Сентиментальная повесть Карамзина о несчастной любви молодой девушки-крестьянки и богатого дворянина, считается одним из лучших произведений писателя, открывшего новое направление в литературе
Сказка Царевна-лягушка является народной, поэтому определенного автора у нее нет. Предположительно, она создавалась на протяжении десятилетий и веков. Переходя из уст в уста
Несмотря на то, что с момента публикации романа «Мастер и Маргарита» прошло уже немало лет, некоторые до сих пор задумываются об истории его создания.