…Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины[1], существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные[2], предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез…
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», эпилог, глава II.
------------
[1] Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве — Появились какие-то новые трихины… — В конце 1865— начале 1866 г. в русских газетах печатались тревожные сообщения о неизвестных в то время медицине существах — трихинах и о повальной болезни, причиняемой ими. Срочно была издана брошюра: Руднев М. О трихинах в России. Нерешенные вопросы трихинной болезни. СПб., 1866.
[2] Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные… — Символический сон Раскольникова — предупреждение человечеству, философский итог романа: герой сознает гибельные последствия, которые имели бы для судеб культуры торжество индивидуализма, забвение нравственных связей между людьми. Стилистически строки навеяны Апокалипсисом, образы которого Достоевский наполняет более широким содержанием (см.: Откровение св. Иоанна Богослова, гл. 8-17). Ряд стихов Апокалипсиса подчеркнут или отмечен Достоевским в принадлежавшем ему экземпляре Нового завета (ст. 11, гл. 13; ст. 9, гл. 17 и др.).
Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в произведении «Преступление и наказание» отразил не только эпоху, но и поднял нравственные проблемы, законы человечности, добра.
Ужас преступления Родиона заключается в том, что он сомневается в том, что нужно ли ему раскаиваться в страшном поступке. Именно во сне опровергаются все его сомнения.
Что снилось Раскольникову на каторге?
Во сне Раскольников видит убийство людей. Он наблюдает, как люди сходят с ума, бредят, уничтожают друг друга. Даже создавая союзы и договариваясь между собой, они быстро изменяют своё решение. Люди считают себя умными, у них непоколебима вера в свои поступки. Парень уверен, что избранные люди могут спасти всё общество. В этой категории людей нет злобы и подлости. На них возлагается миссия по спасению человечества.
Что означают символы в сне Раскольникова?
Автор специально располагает последний сон Родиона в эпилоге. Преодолевая боль и страх, он был уверен в своих идеалах, но во сне ему приходит разоблачение страшной теории. Смысл сна заключается в том, что «трихины» являются серьёзной угрозой для жизни людей. Они могут приводить к полной потере всех привычных ценностей и душевных качеств.
Усиление насилия приведёт к серьёзной трагедии, а сон в местах лишения свободы противостоит теории Родиона. Если раньше он считал, что избранные люди могут вершить казнить людей, то теперь он стремиться очистить землю от зла. Эти поступки помогают ликвидировать «трихинов» в душе, а сочувствие даёт ему шанс вернуться к нормальной жизни.
Как Раскольников спасёт свою душу?
Последний сон Родиона считают отражением всех его тяжелых жизненных испытаний. В этой ситуации настоящее наказание заключается в его раскаянии в совершении преступления, но даже у него есть шанс на спасение души. Изначально герой обделён хорошими качествами, но он может сочувствовать и сопереживать. В своих бедах он пытается обвинить Сонечку Мармеладову, но она помогает Родиону обрести новую жизнь. Только после осознания своих пагубных страстей, герой может вернуться к жизни. Через жалость и сочувствие, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион осознаёт вещи, спасающие его душу.
В романе автор поднимает важные вопросы нравственности, морали, душевных качеств в человеке. Сон на каторге считается прекращением страданий, испытаний и началом нового этапа в его сложной жизни.
Величайшее литературное произведение древнерусской культуры «Слово о полку Игореве» повествует о неудачном походе на половцев. Необходимость изложить именно поражение была не случайной
Древние цивилизации повлияли на развитие общества, в связи, с чем установились ориентиры нравственности и морали. Цивилизованный человек придает особое значение вечным ценностям
Единственные качества, которые невозможно отобрать ни у одного человека живущего в нашем мире это свобода и стремление к свободе, вольнодумию, и невыносимую потребность в справедливости в этой жизни.
Степан Плюшкин — это один из тех помещиков, у которых Чичиков скупал мертвые души. Герой посещает его последним. Образ Плюшкина символизирует максимальное падение человеческой личности, которая уже не может измениться и исправиться.
История жизни главного героя романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени складывается из ряда эпизодов, которые представлены автором благодаря разным видам повествования
Это сложный вопрос, конечно… Не одно поколение думало об этом. Но я считаю, что всё-таки его можно решить. Самое интересное, что старшие быстро очень забывают, как были молодыми. Может быть, они понимают, что и сами ошибаются