Данная глава посвящена обличению российской бюрократии, всевластие которой вместе с природной жестокостью и равнодушием некоторых людей, обладающих властью, может приводить к трагическим последствиям.
Путешественник – герой произведения, от имени которого ведется повествование, вместе с двумя десятками спутников во время увеселительной прогулке на лодке попадает в тяжелую ситуацию. Лодка застревает и начинает наполняться водой. Кормчий отправляется, частью пешком по мелководью, частью вплавь просить помощи.
Он добирается до поста, где сообщает о происшествии сержанту, требуя позвать его начальника. Сержант отказывается, потому что страх разбудить мелкого воинского начальника у него сильнее, чем опасение попасть под суд за гибель людей, которой он становится невольным соучастником. Здесь автор подводит читателей к необходимости самостоятельно сделать вывод о жестокости российских законов того времени. Действительно, в армии вышестоящий мог по своему усмотрению приказать дать практически любое количество ударов шпицрутенами подчиненному. Права апелляции не существовало. Сержант был поставлен перед выбором рисковать быть битым до полусмерти или даже умереть за потревоженный сон начальника или понадеяться, что все как-нибудь обойдется само собой.
Автор сравнивает произошедшее с порядками, существующими в Индии, где английские солдаты, попавшие в плен к местному правителю, были уморены голодом в тюрьме. Местные же жители, зная на своем опыте, как опасно становится на дороге у азиатского деспота, несмотря на все свое сочувствие, ничем не помогли им. Здесь Радищев явно стремился пробудить национальную гордость, которая, вместе с природной гуманностью, свойственной большинству людей, должна породить негодование по поводу царящих в Российской империи порядков. На это же указывают слова героя о том, что все это происшествие с лодками происходило в Европе, вблизи столицы. В последнем чувствуется тонкий намек, указание на бездействие верховной власти.
Автор верит в добрые чувства большинства людей. Когда после спасения путешественник рассказывает разным людям о жесткости воинского начальника, ему сочувствуют и возмущаются. Однако сам офицер, едва не погубивший людей, равнодушно говорит, что спасть не входило в его обязанности. Здесь автор обличает не только законы, но и нравы.
Одной из центральных тем романа «Капитанская дочка» является история любви Петра Гринёва и капитанской дочки – Маши Мироновой. Она начинается с того времени, когда молодой человек приехал на службу в Белогорскую крепость
Денис Иванович Фонвизин – русский литератор, творчеством своим занимался во времена екатерининской эпохи. Его литературная деятельность началась с перевода басен датского поэта Гольберга
Рассказ начинается с истории двух золотодобытчиков на Аляске, которые направляются к тайнику уже много дней. У них не осталось ни еды, ни воды, ни патронов, они бессильны и вымотаны, но останавливаться нельзя.
Каждый регион в России хранит в себе свою уникальную историю становления таким, каков он есть на данный момент. Любой район или край имеет то, чем он может гордиться. Во многих случаях это деяния предков, которые, так или иначе, повлияли на мир
Каждое произведение Достоевского являет собой удивительный мир, где каждая мелочь и каждая деталь имеет особое значение, несет в себе глубокий смысл.
Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух частей, посвященных художникам. Герой первой главы, Чертков, олицетворяет зло, а персонаж второй части — добро. Тема добра и зла сопряжена с темой истинного и ложного искусства.