История
Мистическое произведение Эдгара Алана По впервые было опубликовано в Бартонском журнале для джентельменов в сентябре 1839 года. Позже, новелла подверглась переработке при подготовке к публикации для сборника «Гротески и арабески» (1840 год). Именно после этого, произведение и обрело свой классический вид, дошедший до наших времен.
Жанр
Каждый, кто знаком с работами Эдгара По знает, что в его творчестве преимущество отдано небольшим по размеру жанрам, таким как новеллы и рассказы. Ведь писатель склонялся к тому, что чем меньше по объему произведение, тем большее влияние оно может оказать на читателя.
«Падение дома Ашеров» относится к жанру новеллы, для которого характерны: острый и напряженный сюжет, необычная развязка и четкая композиция. Так же присутствует некая мрачная и зловещая атмосфера, это позволяет выделить данную новеллу как готическую.
Сюжет и тема
Писатель поднимает тему трагичности последствий, с которыми столкнулось сознание человека, воспитанного идеалами, пропитанными гуманизмом, а именно, с новыми реалиями, моральными установками, лишенными человечности в ходе прогресса американской буржуазной цивилизации.
Рассказ ведется от лица героя, приехавшего навестить своего старого товарища, который в написанном рассказчику письме, буквально умоляет того приехать. В самом начале новеллы описывается местность, угнетающая своими видами, по которой проходит дорога к замку. Сам замок предстает мрачным и обветшалым, особое внимание придается трещине, вроде бы еле заметной, но рассекающей здание от самого верха до низа.
В доме живут лишь последний его владелец – Родерик Ашер и его сестра Мэдилейн. Как выясняется, оба они больны. Мужчина страдает нервной болезнью, остро реагирует на яркий свет и громкие звуки, а мысли его и жизнь пронизаны страхом перед некой силой, обитающей в доме. А прекрасная молодая женщина не покидает своих покоев, равнодушна ко всему и просто тает на глазах. Постепенно ее состояние ухудшается и она умирает. Родерик просит рассказчика помочь спустить тело в подземелье, где они плотно закрывают гроб за тяжелой железной дверью. Спустя время, с надвигающейся грозой, по дому начинают доносится странные звуки. Благодаря своим учрезмеривший чувствам Родерик понимает, что это Мэдилейн, они похоронили девушку заживо. Но страх настолько сильно одолевает его, парализует и он не в состоянии пойти и помочь сестре, а тем более сообщить это другу. Восставшая покойница появляется в комнате, окровавленная и обессиленная, падает на руки к брату. Ужас убивает Родерика. Оба мертвы. Рассказчик кидается прочь из дома и наблюдает, как трещина расширяется и замок падает, разрушенный грозой.
Главные герои
Рассказчик – друг Родерика Ашер, приехавший навестить товарища.
Родерик Ашер – хозяин дома, аристократ, представленный интеллектуально – развитой личностью, но страдающий от маниакальной депрессии. Он живет в своем собственном мире. Говорит о любви к единственному родному человеку – своей сестре.
Мэдилейн – сестра Родерика, она больна неизвестной никому болезнью. Живя в удушливой атмосфере, молодая девушка просто тает на глазах. На ней лежит роль жертвы, она не может противостоять разрушающему состоянию брата, а ведь именно его фанатизм и суеверность губит их обоих.
Композиция
Композиция произведения построена с использованием рассказчика, в котором автор воплощает некую психологическую норму и сопоставляет ей героя, отмеченного патологией.
Произведение великого писателя впервые было напечатано в «Бартонском журнале для джентльменов». Год спустя оно было немного переработано для сборника «Гротески и арабески».
Жанром «Падение дома Ашеров» считается готической новеллой. Повествование истории ведётся безымянным автором, другом главного героя Родерика Ашера – аристократа, которого терзает наследственная болезнь.
Рассказ начинается с описания автором особняка Ашеров и окружающей его местности. По дороге к дому рассказчик описывает крайне мрачные пейзажи: расположенное рядом чёрное озеро, покрытое снаружи плесенью, лишайником и паутиной поместье, тяжёлый воздух со зловонными испарениями. Гнетущая обстановка не покидает мужчину и внутри дома. Интерьер наполнен чёрными и красными оттенками, первый, символизируя страх, мрак и погибель, а второй – энергетику сумасшествия, крови и тревоги. Эти цвета контрастируют с мертвотной бледностью хозяина поместья Ашера, что подчёркивает его болезненно-депрессивное состояние и душевные мучения.
Друг юности начинает проводить дни с Ашером и узнаёт, что в особняке живёт его сестра и единственный близкий человек леди Мэдилейн. Как и её брат, девушка страдает таинственным недугом, от которого вскоре погибает. Мужчины хоронят усопшую в семейном склепе, но автор не догадывается что её болезнь не что иное, как летаргия. Зная о подобном состоянии сестры, Родерик не пытается спасти сестру, когда та «оживает» в подземелье замка. Вместо этого героя окутывает страх и тревога, что передаётся и на друга-автора. Кульминацией всего действия является появление покойницы перед мужчинами, окровавленной и измученной. От ужаса Родерик падает замертво, и за ним умирает Мэдилейн.
Важную роль в новелле играет увиденная автором еле заметная трещина на фасаде поместья. В финальной сцене рассказчик в страхе убегает из особняка, наблюдая ужасную картину: трещина расширяется всё больше и больше, обрушая дом. Разрушение здания символизирует вырождение рода Ашеров, а также аристократии XVIII века в целом. Эдгару По самому приходилось быть свидетелем подобного процесса. Писатель родился после национальной освободительной войны в Америке. Древние аристократические роды, как проигравшая сторона, лишилась своей власти, привилегий, денег и положения в обществе. Они не смогли приспособиться к новым условиям существования на фоне политического строя страны, что повлекло вырождение аристократов как класса. Именно эта социально-историческая ситуация послужила основой для сюжета готической новеллы «Падение дома Ашеров».
Конфликт старших и младших является одной из наиболее важных социальных проблем. Поколение за поколением консервативные взгляды
Мой друг Андрей – спортсмен. Точнее, он мог бы им уже и не быть, если бы не его сила духа. Все дело в том, что однажды у него диагностировали такую страшную болезнь, как миастения.
Иванами, не помнящими своего родства, называют людей, которые забывают о своей родине, традициях своего народа. Таким людям не интересно прошлое родной страны. Докажем данное утверждение на примерах.
В произведении Тургенева Муму Степан является второстепенным персонажем. Степан служит лакеем в доме старой барыни, крепостной крестьянки
Повесть «Ночь перед Рождеством» является одним из самых известных произведений из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все рассказы из данного цикла связаны фольклорной темой
Свой роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал под впечатлением от «Фауста» Гёте, который его сильно поразил. Даже имя главной героини, – Маргарита, является полным именем от европейского сокращения Гретхен – героине и возлюбленной Фауста