История
Мистическое произведение Эдгара Алана По впервые было опубликовано в Бартонском журнале для джентельменов в сентябре 1839 года. Позже, новелла подверглась переработке при подготовке к публикации для сборника «Гротески и арабески» (1840 год). Именно после этого, произведение и обрело свой классический вид, дошедший до наших времен.
Жанр
Каждый, кто знаком с работами Эдгара По знает, что в его творчестве преимущество отдано небольшим по размеру жанрам, таким как новеллы и рассказы. Ведь писатель склонялся к тому, что чем меньше по объему произведение, тем большее влияние оно может оказать на читателя.
«Падение дома Ашеров» относится к жанру новеллы, для которого характерны: острый и напряженный сюжет, необычная развязка и четкая композиция. Так же присутствует некая мрачная и зловещая атмосфера, это позволяет выделить данную новеллу как готическую.
Сюжет и тема
Писатель поднимает тему трагичности последствий, с которыми столкнулось сознание человека, воспитанного идеалами, пропитанными гуманизмом, а именно, с новыми реалиями, моральными установками, лишенными человечности в ходе прогресса американской буржуазной цивилизации.
Рассказ ведется от лица героя, приехавшего навестить своего старого товарища, который в написанном рассказчику письме, буквально умоляет того приехать. В самом начале новеллы описывается местность, угнетающая своими видами, по которой проходит дорога к замку. Сам замок предстает мрачным и обветшалым, особое внимание придается трещине, вроде бы еле заметной, но рассекающей здание от самого верха до низа.
В доме живут лишь последний его владелец – Родерик Ашер и его сестра Мэдилейн. Как выясняется, оба они больны. Мужчина страдает нервной болезнью, остро реагирует на яркий свет и громкие звуки, а мысли его и жизнь пронизаны страхом перед некой силой, обитающей в доме. А прекрасная молодая женщина не покидает своих покоев, равнодушна ко всему и просто тает на глазах. Постепенно ее состояние ухудшается и она умирает. Родерик просит рассказчика помочь спустить тело в подземелье, где они плотно закрывают гроб за тяжелой железной дверью. Спустя время, с надвигающейся грозой, по дому начинают доносится странные звуки. Благодаря своим учрезмеривший чувствам Родерик понимает, что это Мэдилейн, они похоронили девушку заживо. Но страх настолько сильно одолевает его, парализует и он не в состоянии пойти и помочь сестре, а тем более сообщить это другу. Восставшая покойница появляется в комнате, окровавленная и обессиленная, падает на руки к брату. Ужас убивает Родерика. Оба мертвы. Рассказчик кидается прочь из дома и наблюдает, как трещина расширяется и замок падает, разрушенный грозой.
Главные герои
Рассказчик – друг Родерика Ашер, приехавший навестить товарища.
Родерик Ашер – хозяин дома, аристократ, представленный интеллектуально – развитой личностью, но страдающий от маниакальной депрессии. Он живет в своем собственном мире. Говорит о любви к единственному родному человеку – своей сестре.
Мэдилейн – сестра Родерика, она больна неизвестной никому болезнью. Живя в удушливой атмосфере, молодая девушка просто тает на глазах. На ней лежит роль жертвы, она не может противостоять разрушающему состоянию брата, а ведь именно его фанатизм и суеверность губит их обоих.
Композиция
Композиция произведения построена с использованием рассказчика, в котором автор воплощает некую психологическую норму и сопоставляет ей героя, отмеченного патологией.
Произведение великого писателя впервые было напечатано в «Бартонском журнале для джентльменов». Год спустя оно было немного переработано для сборника «Гротески и арабески».
Жанром «Падение дома Ашеров» считается готической новеллой. Повествование истории ведётся безымянным автором, другом главного героя Родерика Ашера – аристократа, которого терзает наследственная болезнь.
Рассказ начинается с описания автором особняка Ашеров и окружающей его местности. По дороге к дому рассказчик описывает крайне мрачные пейзажи: расположенное рядом чёрное озеро, покрытое снаружи плесенью, лишайником и паутиной поместье, тяжёлый воздух со зловонными испарениями. Гнетущая обстановка не покидает мужчину и внутри дома. Интерьер наполнен чёрными и красными оттенками, первый, символизируя страх, мрак и погибель, а второй – энергетику сумасшествия, крови и тревоги. Эти цвета контрастируют с мертвотной бледностью хозяина поместья Ашера, что подчёркивает его болезненно-депрессивное состояние и душевные мучения.
Друг юности начинает проводить дни с Ашером и узнаёт, что в особняке живёт его сестра и единственный близкий человек леди Мэдилейн. Как и её брат, девушка страдает таинственным недугом, от которого вскоре погибает. Мужчины хоронят усопшую в семейном склепе, но автор не догадывается что её болезнь не что иное, как летаргия. Зная о подобном состоянии сестры, Родерик не пытается спасти сестру, когда та «оживает» в подземелье замка. Вместо этого героя окутывает страх и тревога, что передаётся и на друга-автора. Кульминацией всего действия является появление покойницы перед мужчинами, окровавленной и измученной. От ужаса Родерик падает замертво, и за ним умирает Мэдилейн.
Важную роль в новелле играет увиденная автором еле заметная трещина на фасаде поместья. В финальной сцене рассказчик в страхе убегает из особняка, наблюдая ужасную картину: трещина расширяется всё больше и больше, обрушая дом. Разрушение здания символизирует вырождение рода Ашеров, а также аристократии XVIII века в целом. Эдгару По самому приходилось быть свидетелем подобного процесса. Писатель родился после национальной освободительной войны в Америке. Древние аристократические роды, как проигравшая сторона, лишилась своей власти, привилегий, денег и положения в обществе. Они не смогли приспособиться к новым условиям существования на фоне политического строя страны, что повлекло вырождение аристократов как класса. Именно эта социально-историческая ситуация послужила основой для сюжета готической новеллы «Падение дома Ашеров».
В произведениях о войне наиболее трогательным, вызывающим жалость, гордость и восхищение, является образ ребенка.
В современном мире интернет занимает ведущую позицию. Мы по рукам и ногам связаны одной цепью с современными технологиями, и уже не в силах представить свою жизнь без этого
Наиболее полно показан портрет Печорина в главе «Максим Максимыч» через восприятие рассказчика, который близок герою по многим качествам – возрасту, происхождению, отношению к жизни.
В свое произведение «Первая любовь» автор вместил все свои переживания, которые раньше он испытывал когда первый раз влюбился. Он рассказывает о ней как о чувстве, которое рушит все на своем пути
Герасим – обычный деревенский мужик, обладавший неистовой силой и мужеством. Герасим – настоящий русский человек, именно таким себе представляешь рабочего крестьянина того времени
Рассказ Аркадия Гайдара «Голубая чашка» в некотором смысле автобиографичен. Прообразами главных героев являются родные Аркадия Гайдара, первая жена Мария и дочь Светлана.