Анализ повести Жизнь Василия Фивейского Андреева

Творчество писателя Леонида Андреева вызывало множество дискуссий, критики. Некоторые считали его регентом революции, а другие говорили, что он праведник революционного движения. У него было обостренное чувство смерти, которое уничтожало все краски.

История создания

Повесть Андреева "Жизнь Василия Фивейского" некоторые ставят на ровне с таким произведением как: «Иуда Искариот" и многими другими. Свою первую публикацию она получила в сборнике "Знания" 1903 году. Над своим произведение поэт работал более двух лет. Толчком к его написанию стал разговор Андреева с М. Горьким о рукописной исповеди священника, который благодаря "толстовскому учению" отрекся от своего сана. После ее выхода получила большое количество отзывов и по ней написали около двадцати статей с анализами.

Главная тема

В самой повести красной ниткой проходит тема сурового рока и также вопрос веры. Для главного героя Бог являлся как любовь, справедливость и мудрость. В своей повести автор использует экспрессионизм, который выражался в лирико-субъективном начале, в гиперболах, символах и олицетворения.

Главным героем является отец Василий. Над ним всю его жизнь тяготел загадочный и суровый рок. Все его детство он испытывал болезнь и печаль. В его сердце поселилась много незаживающих ран. Родившись от захолустного священника и не замечавшего всех сыпавшихся на него бед. Отец Василий был по жизни иереем и из года в год не чувствовал ни чего кроме одиночества и нелюбви. Он имел двух детей: мальчика Василия и девочку Настю. Когда его сыну исполнилось семь лет он погибает, утонув в реке. Молодая попадья не сумев отправиться от горя начинает пить. Дальше у нее появляется большое желание родить еще одного ребенка в котором воскреснет ее погибший сын. Спустя четыре года у них рождается еще один ребенок. Оказывается, что он родился больным, а точнее сказать родился идиотом. На фоне все этого у попадьи случаются приступы безумия и справиться с ней не могли даже четверо человек.

Образ отца Васили напоминает читателю праведника Иова из Библии, а попадья сравнивается с лошадью, у которой сломано копыто и ее ведут на живодерню. По всему повествованию проходит тема безумия и четко она представлена в сцене при отпевании Семена Мосягина. В ней четко показана само безумие. Ведь он пытается оживить умершего. Разве это не безумие? Во время всего того, что происходит в церкви народом это воспринимается как будто в него вселился бес. На всем повествование отец Василий хотел бы уехать куда-нибудь далеко и отдать своего сына идиота в спецучереждение. В конце повести отец Василий гибнет от удара молнии. В последние мгновения он видит перед глазами как рушится и горит небо.

Андреев проводит небольшую параллель между судьбами Василия и его жены попадьи. Они всю свою жизнь пытались обрести веру и сохранить ее. Очевидно, что они не смоги прийти к финалу своих исканий и примириться с окружающей действительностью. Можно сказать, что такой финал повести закономерен и тем самым писатель показывает нам что злой рок сильнее человека.

2 вариант

Данное творение можно назвать поистине философской работой. Красной нитью через него проходит вопрос веры, а также некоего злого рока. Автор использует достаточно большое количество гипербол, символов, олицетворений. Преобладает лирико-субъективное начало.

Образ отца Василия достаточно выразителен. Андреев не напрасно уделяет много времени его глазам – ведь это зеркало души. Тем не менее, данный герой довольно противоречив – ведь его все же обвиняют в своеволии и богоотступничестве.

Постепенно обстановка в произведении нагнетается. На авансцену выходит мотив безумия, который довольно часто повторяется.

Довольно значительную роль играют описания природы – они словно оттеняют героев и находятся с ними в некоем взаимодействии. Тем не менее, природа живет самостоятельной жизнью. Иногда кажется, что обстановка за окном меняется в унисон с переживаниями героев.

Сложно сказать, преследовал ли писатель такую цель намеренно – но, так или иначе, подобное имеет место.

Образ отца Василия напоминает Иова, проповедника из Библии. Но в то же время, герой Андреева не раз восстает против религиозных догм – несмотря на то, что его можно назвать «божьим человеком», он имеет свое мнение и свой особый взгляд на вещи, потому далеко не всегда готов мириться с действительностью.

Можно сказать, что он испытывает духовную неполноту и некую жажду, которую тщетно стремится утолить. Отец Василий находится в нравственно-религиозных поисках: он согласен иметь прочную веру и вести праведную жизнь, да вот только не уверен он в этой прочности.

Главный герой старается познать все грани веры и ее отсутствия, дабы понять, стоит ли посвящать свою жизнь служению Господу, полагаясь лишь на слепое доверие. Порой жизненные обстоятельства мотивируют его на это, а порой вынуждают действовать вразрез с библейскими канонами.

Присутствует параллелизм между судьбами Василия и попадьи. Они оба стремятся обрести и сохранить веру. Но духовные искания героев граничат с тотальным осуждением народной веры – к слову, эти порывы так и не возымели никакого окончательного эффекта. В произведении присутствует чувство незавершенности – даже при прочтении концовки.

Вполне очевидно, что герои так и не смогли  прийти к финалу своих изысканий, не смогли примириться с окружающей действительностью, которая порой беспощаднее самого лютого и безжалостного зверя.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Жизнь Василия Фивейского Андреева

Анализ повести Жизнь Василия Фивейского Андреева

Популярные сегодня темы