Жанровая направленность произведения представляет собой классическое творение реализма в сочетании со сдобренным оригинальным английским юмором и европейской сентиментальностью.
Основная тематика романа представляется проблемой социального-психологического противостояния высшего света и простого рабочего народа, выраженная автором в виде темы утраченных иллюзий, а также темы преступления и наказания.
Главным героем романа является Пип, от лица которого ведется повествование в произведении, рассказывающего историю собственной жизни, которая полна таинственных ситуаций, приключений и несчастий.
Своеобразием романа является соединение писателем в произведении элементов различной жанровой направленности в виде готического романизма, представленного мистическими событиями, светской прозы, заключающейся в описании представителей высшего света, социальных мотивов, поднимающих нравственные и злободневными проблемы, детектива, проявляющегося в запутанной сюжетной линии, а также любовной тематики, осложненной сложными взаимоотношениями героев, являющихся представителями разных слоев общества.
Центральный персонаж романа представляется в образе бывшего кузнечного подмастерья, который получает образование, влюбленного в Эстеллу, являющуюся дочерью преступника, совершившего убийство и сбежавшего с каторги.
Лучшим другом Пипа изображается Герберт Покет, являющийся выходцем из состоятельной семьи, мечтающий заключить брак с обычной девушкой из рабочего района Кларой, отец которой описывается в образе пьяницы-инвалида.
Параллельно повествование описывает жизнь Мэгвича, отца Эстеллы, который изображается вечным арестантом, попавшим в тюремное заключение мальчиком за воровство хлеба. Несмотря на его преступную жизнь, Мэгвич представляется в образе простого, честного, милосердного и сострадательного человека, тонко реагирующим на проявление несправедливости.
Отличительной особенностью романа является использование писателем юмористических элементов, включающихся в едкие и критические ремарки, сделанные главным героем по отношению к тем или иным событиям, окружающим людям.
Смысловая нагрузка романа заключается в отображении на примере героев природы буржуазного общественного строя, отличающегося двуличностью, анархизмом и преступными помыслами.
Чарльз Джон Диккенс — признанный классик британской и мировой литературы, знаменитый писатель XIX века, член Королевского общества искусств. Начавший карьеру в качестве репортёра, Диккенс известен прежде всего своими реалистическими романами, такими как "Оливер Твист", "Лавка древностей", "Дэвид Копперфильд" и так далее. Ещё при жизни Диккенса признали самым известным английским писателем в мире. Ниже будет приведён краткий анализ одного из его произведений — романа "Большие надежды".
Этот роман увидел свет в 1860-61 году и считается одним из наиболее популярных произведений Диккенса. Это предпоследний роман, завершённый писателем. Автор, желая сделать произведение более близким читателю, принял решение публиковать текст книги не одномоментно, а часть за частью. Такое решение было оправданным, ведь печатные книги во времена Диккенса стоили дорого и были мало доступны большинству. Поэтому роман был разбит на 36 частей, которые печатались в еженедельном журнале писателя "Круглый год". Полноразмерная книга вышла только после этого. Перевод романа на русский язык появился в 1861 году и вышел в рамках журнала "Русский вестник".
Также "Большие надежды" интересны тем, что история их создания корнями уходит глубоко в жизнь самого писателя. Не являясь автобиографией Диккенса, роман впитал много его образов и мыслей. В произведении присутствуют герои, прототипами которых были отец и мать автора, а также женщины, которых он любил. Отчасти тождественен автору и главный герой. Действие романа происходит в современные Диккенсу времена, поэтому картины Англии, изображения её природы и быта нарисованы на основе впечатлений самого писателя. Стоит отметить, что изначально Диккенс планировал для романа другой конец, более драматичный и трагический, однако дать произведению столь тяжёлую развязку в итоге не решился.
Жанр.
С точки зрения жанра, "Большие надежды" прежде всего — реалистический роман. К этому жанру относится большинство произведений Диккенса. Но в "Больших надеждах" автор не стал ограничивать себя рамками прагматичного реализма, представив читателю элементы разных жанровых направлений, искусно вплетённые в канву общего сюжета.
В романе нашлось место не только продуманной истории на фоне пейзажей старой Англии, но и увлекательной линии любви двух людей, разделённых социальной пропастью, и размышлениях о проблемах общества, таких как детский труд или неравенство. Автор рисует картины быта не только простых людей, но и аристократов, приоткрывая читателю жизнь высшего общества, подобно писателям светских романов. В конце концов, некоторые сцены, подобные вступительной, происходящей на старом кладбище, отсылают к некогда популярной готической литературе. Можно смело говорить о многогранности романа. Каждый читатель может найти в этом произведении нечто своё, близкое по духу.
Сюжет романа рассказывает историю Филипа (Пипа) — сироты, оставшегося на попечении своей старшей сестры и её мужа Джо Гарджери. Климат в доме Гарджери приятным не назвать — сестра Пипа девушка скандальная и взбалмошная, часто поднимает голос, а иногда даже бьёт мальчика, за которого, к счастью, вступается Джо. Филип готовится стать кузнецом, подобно ему, и посвятить свою жизнь этому скромному ремеслу.
Мальчик часто посещает старое кладбище, где похоронены его родители. В один из таких дней он встречается с беглым человеком с каторги, который с угрозами требует принести ему пищи и инструмент для распиливания кандалов. К удивлению Пипа, он не только избегает ареста за помощь беглому заключённому, но и натыкается на джентльмена, тайком отдавшего вместе с инструментом два фунтовых билета.
Филип получил подработку в доме старухи мисс Хэвишем. Женщина жила в старом полупустом особняке вместе с юной воспитанницей Эстеллой. История мисс Хэвишем незавидна — ей пришлось столкнуться с предательством любимого человека, который не явился на свадьбу с нею. Не сумев выдержать такого горя, женщина затаила злобу на весь мужской род, давая соответствующее воспитание Эстелле. По замыслу мисс Хэвишем, главной целью жизни девушки должна была стать месть за её разбитое сердце путём разбивания уже других, мужских сердец.
Единственной работой Филипа было развлекать старую леди и саму Эстеллу. Красота девушки не осталась для него незамеченной. Поступив в подмастерья к кузнецу Джо, Пип боялся, что Эстелла увидит его в грязи и начнёт презирать как чернорабочего. Однако сама Эстелла должна была уехать из Англии.
Вскоре некто напал на сестру Пипа — ей проломили голову ударом в затылок. Единственной уликой были распиленные каналы. Несмотря на подозрения Филиппа, виновного найти не удалось. Так как женщине требовался покой, в доме четы Гарджери появилась Бидди — милая и скромная девушка, нанятая для помощи по хозяйству. Филипу она была небезразлична, но из-за мыслей об Эстелле он гнал мысли о становлении кузнецом прочь.
Тем не менее, вскоре судьба повернулась к Филипу светлой стороной. Пришедший в таверну неподалёку от дома лондонский стряпчий Джеггер сообщил ему, что Филип может стать обладателем крупного состояния. От него лишь требуется уехать в Лондон и создаст себе имя, и кроме того — не станет разыскивать своего тайного патрона. Более того, деньги на новую жизнь уже поступили в распоряжение юноши. Решив, что благодетелем оказалась мисс Хэвишем, Пип с радостью согласился на предложение и отбыл в столицу.
Жизнь в Лондоне оказалась счастливой. Филип приобрёл дорогой костюм, стал снимать квартиру вместе с новым товарищем Гербертом. Он занялся финансами, но собственные деньги считал мало, так как жил в достатке. Именно в Лондоне юноша узнал о смерти своей старшей сестры, но это событие не было для него таким уж сильным ударом. Причитавшееся ему состояние Филип получил в день совершеннолетия — сумму в пятьсот фунтов разом и обещание высылать такую же сумму ежегодно. Половину суммы Пип сразу же вносит в пользу Герберта.
Таинственным же благодетелем юноши оказывается каторжник, спасённый им в детстве. Об этом он заявляет сам, прийдя в дом Пипа в Лондоне. Перепугавшись, юноша готовится бежать за границу, однако чем больше узнаёт о каторжнике, тем большим участием к нему проникается. Этот человек по имени Абель Мэгвич оказывается знакомым с женихом-предателем мисс Хэвишем, Компесоном. Сам Компесон всё ещё идёт по следам Мэгвича. Однако даже не это удивляет юношу больше всего, ведь по рассказам каторжника Пип осознаёт, что перед ним - отец уже давно замужней Эстеллы.
Филипп и Герберт пытаются помочь Мэгвичу и вывезти его из страны, однако у самого парохода мужчину ловят. История каторжника завершается в тюремной больнице, где тот умирает от ран. Погибает и мисс Хэвишем.
Возвращается на родину Филип только спустя одиннадцать лет. К тому времени он уже давно работает вместе с Гербертом, своим давним другом и коллегой. В деревне Пип встречает Бидди, вышедшую замуж за Джо, и их детей, однако самая важная для него встреча состоялась у того самого особняка мисс Хэвишем, давно заброшенного и оставленного в руинах. На развалинах здания молодой человек встречает уже овдовевшую Эстеллу. Юноша и девушка берутся за руки.
Дав произведению счастливый финал, автор утверждает главную мысль — мысль важности сохранения надежды на жизненном пути. Герой, прошедший сквозь испытания и трудности, не предал своей мечты, за что в итоге был вознаграждён.
"Большие надежды" — история о многих людях, чьи судьбы переплетаются в сложном взаимодействии, приводя читателя к неожиданной развязке. Но ключевых лиц в ней немного.
Главный герой — Филип, персонаж отчасти автобиографического толка. Он, подобно самому писателю, стремится своими усилиями воплотить надежду и попасть в мир "высшего света". С одной стороны, он мечтателен, с другой — одарён здравомыслием, которое помогает ему на жизненном пути. Образы матери и отца Диккенса частично проявляются в строгой старшей сестре Пипа и каторжнике Мэгвиче.
Важными для сюжета героями являются мисс Хэвишем и находящаяся на её попечении Эстелла. Несчастная и полубезумная старуха, не снимающая свадебного платья и затаившая злость на мужчин, воспитывает в аналогичном духе и девушку. В немалой степени именно из-за её влияния Эстелла в юности отвергает Филипа.
Роман "Большие надежды" обладает собственной композицией и структурой, утверждающей важность движения, воспитания и развития. Главный герой впервые проявляется перед читателем в возрасте ребёнка, в конце повествования же это состоявшийся, взрослый человек. По ходу действия, Филип взрослеет, оценивает свои поступки и идеалы, формирует себя.
Взрослея и приобретая опыт, герой оказывается и от погони за незаслуженной денежной выгодой, и от стремления стать абстрактным "джентльменом", а в финале испытывает горькое разочарование, видя Джо рядом с девушкой Бидди — Филип осознает, что утраченная раз возможность может оказаться утраченной навсегда. Тем не менее, читатель может видеть движение героя не только относительно окружающих его лиц, но и относительно прежнего себя. Мечта Пипа сбылась, он видит Эстеллу у развалин старого особняка — но и сам Пип уже явлется другим человеком. "Большие надежды" — не только история мечты, любви и столкновения людей, но и история взросления.
Данное произведение описывает мысли, ожидания автора и реакцию на то, что на самом деле породила революция. Алексей Максимович Горький ожидает того момента, когда народ наконец-то сможет творить историю самостоятельно
В произведении Ремарка рассказывается о бедственном положении простых мужчин и женщин - простых солдат, демобилизованных и отчужденных ветеранов, политических ссыльных и жертв тоталитарных режимов
Тема лагерной жизни раскрывается автором в произведениях разного жанра, в том числе в рассказах, в документальных историях («художественных исследованиях»), в драме, в сценариях для кино.
Мне нравится летними днями работать на дачном участке. Здесь тепло, свежий воздух. Поют птицы. Расцветает вишня, облепиха и абрикос. Рядом прорастают сосны, чистый воздух. Здесь в лесном бору можно подышать свежим воздухом
Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг повествования о последних днях жизни, приговоренных к смертной казни путем повешения семи преступниках, пятеро из которых являются заключенными
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является поистине философским. За затягивающим течением размеренного повествования о человеческих судьбах скрывается множество поистине