Анализ произведения Чучело Железникова

Жанровая направленность произведения представляет собой бытовую прозу, основной темой которой является бесчувственность и проявление жестокости со стороны современных подростков.

Главной героиней повести является Лена Бессольцева, представленная в образе шестиклассницы, пришедшей в качестве новой ученицы в одну провинциальную российскую школу. Девочка является внучкой местного художника Николая Николаевича, который ведет замкнутый образ жизни, сторонясь жителей, доброго и мягкого человека.

Лена характеризуется в повести в качестве открытой, искренней, доброй, доверчивой девочки, не умеющей отстаивать собственную точку зрения, а также приспосабливаться к ситуации. Внешность Лены не отличается яркостью, поскольку девочка изображается в виде худенького, угловатого, улыбчивого подростка.

Сюжетная линия разворачивается вокруг взаимоотношений главной героини с одноклассниками, лидером который является Миронова, имеющая прозвище Железная Кнопка, представленная в образе девочки, отличающейся жестким характером, властолюбивой, беспощадной и озлобленной.

Миронова организует травлю новенькой ученицы, презирая ее из-за доброты и мягкосердечности, называя девочку чучелом.

В давлении на Лену Бессольцеву не участвует мальчик по фамилии Васильев, являющийся тихоней и слабаком.

У главной героини на протяжении повествования завязываются дружеские отношения с самым красивым мальчиком в классе Димой Сомовым, отличником и любимцем преподавательского состава школы, играющего в благородство, однако являющегося в душе малодушным трусом.

Кульминацией повествования становится случай прогула уроков всем классом, о котором классной руководительнице Маргарите Ивановне становится известно от Димы Сомова. Лена встает на защиту друга перед одноклассниками и берет всю вину на себя, после чего класс выражает девочке жестокую агрессию в виде полного бойкота и сжигания фигуры чучела, которое символизирует главную героиню, на территории школьного двора.

Данное событие заставляет семью Бессольцевых уехать из города.

Смысловая нагрузка произведения заключается в демонстрации авторского презрения в отношении поведения взрослых героев повести, не желающих замечать жестокости в поступках детей и косвенно участвующих в травле подростка.

Главной мыслью повести становится необходимость проявления человеческих качества в виде доброты, отзывчивости, чуткости по отношению к окружающим людям, самопожертвования и уважения друг к другу.

2 вариант

Повесть «Чучело» советского писателя Владимира Железнякова наталкивает читателя на противоречивые мысли. Точная передача детского поведения и чувств создает ощущение полного погружения в сюжет.

Показывая жестокость детей, которая порой превосходит по силе даже взрослую жестокость, автор открывает глаза социума на реальность происходящего рядом со взрослыми людьми. Порой, общество лишь поверхностно смотрит на окружающие события, даже не пытаясь углубиться и проникнуться проблемами, казалось бы, маленького детского мира.

Жестокость, подростков зачастую переходит грань морально дозволенного. Дети, самоутверждаются за счет своих более слабых, мягких, не способных ответить тем же ровесников и обитателей их, еще детского мира.

Еще не понимая толком, дети путем оскорблений и последующими аморальными методами по отношению к более слабым индивидам, устанавливают социальный статус в своем круге, не понимая и не пытаясь понять, что происходит с предметом их насмешек и постоянного давления. Этот человек становится для них неодушевленным предметом.

Неоднозначность произведения выражена в презрительном отношении Железнякова к общественному строю взрослого мира. В угнетении мягкого и доброго человечка, Лены Бессольцевой, виновны, конечно, не ее одноклассники. Виноваты взрослые–родители и учителя, на глазах которых разворачивались и велись боевые действия по отношению к девочке. Именно взрослые молчали, видя постоянное давление на одного ребенка.

Можно сделать выводы, что общественный строй взрослого мира считает нормой поедание более слабых особей. Иначе и сказать нельзя. Потому, что звериное поведение людей находит отклик только в сравнении их со стаей голодных гиен. С поведением хищных животных.

Закрывая глаза на происходящее, учителя и родители порождали и выращивали для современного социума новых, более бездушных и жестоких гиен. Строился новый мир, где каждый сам за себя, где бездушное скотское отношение к человеку, выбивающемуся из общепринятых понятий в этом обществе, не только нет места, а уготована жизнь раба без роду, собственного мнения и возможности решать самому свою судьбу. В этом обществе все уже решено за таких людей. Им уготована жизнь пушечного мяса, еды для хищников. Или же постоянные гонения доведут их в итоге, в лучшем случае, до переезда в другой город, как сделали Лена и ее дедушка.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Чучело Железникова

Анализ повести Чучело Железникова

Популярные сегодня темы