Роман «Чума» является одним из наиболее известнейших произведений французского писателя и философа-экзистенциалиста, лауреата нобелевской премии по литературе Альбера Камю. Данный роман был написан в годы оккупации Франции войсками Нацистской Германии, в 1944 году и впервые опубликован в 1947 году.
Сюжет «Чумы» рассказывает нам о начале, ходе и конце ужасной эпидемии чумы в небольшом городе Оране в Французском Алжире. Повествование ведется от лица доктора Риэ, вокруг которого и строится вся система персонажей. Доктор является одним из первых людей, которое замечают неладное в городе. Только завидев признаки чумы, Риэ активно начинает убеждать своих коллег и местных властей, что пора водить режим карантина, но чиновники и руководители упорно игнорируют представленные медицинским сообществам факты. Когда же эпидемия становится очевидной, доктор самоотверженно, не боясь заразиться, вступает в борьбу с чумой не только по долгу своей профессии, но и исходя из личных убеждений (причём свои взгляды он распространяет и на окружающих) . Когда же ужасная инфекция покидает город, доктор долгое время не может прийти в себя, отвыкнуть от странной и жуткой жизни доктора в чумном городе.
Сам Камю трактовал содержание своего романа как притчу. Чума, захватившая Оран – это диктаторский режим, захвативший во время Второй Мировой войны Францию (не зря национал-социализм и фашизм в целом в Европе тех лет называли «коричневой чумой»). Но чума в романе олицетворяет не только ужасы тоталитарного оккупационного режима, но и зло в целом, как некое абстрактное понятие, указывающее на всеобщее зло, трагедию и человеческие страдания.
Так же для анализа такого многогранного произведения, как «Чума», невозможно не рассмотреть линию взаимодействий, а точнее небольших дискуссий священника отца Панлю и доктора Риэ. На ход их обсуждений прямо повлияла личная позиция автора – по убеждениям Камю был атеистическим экзистенциалистом, посвятившим не одно произведение критике религий. Доктор Риэ предстаёт перед нами человеком, мышление которого основано на логике и критическом и системном мышлении, он не признаёт иррациональность, хаос и двусмысленность, в борьбе с чумой он использует сугубо научные методы. Отец Панлю, несмотря на то, что далеко не является негативным персонажем в произведении, олицетворяет собой объект для критики религиозной картины мира, поскольку с чумой предпочитает бороться с помощью церковных служб и молитв.
Но всё-таки главный смысл романа – предупреждение. Предупреждение человечества в целом и каждого читателя по отдельности о том, что «чуму», какой бы она не являлась – реальной болезнью тела или метафоричной болезнью разума, необходимо уничтожать сразу же, как только видны первейшие признаки, а не закрывать глаза, как оранские власти, или бежать от нее, как некоторые персонажи. Ну и, конечно же, не пытаться заработать на чужом горе, как это делали в романе контрабандисты.
На мой взгляд, в своем романе Камю предложил нечто наподобие записи собственных мыслей, которые он выражал через разных героев. В том числе и героев с противоположными взглядами.
Как известно, люди сотканы из противоречий и Камю – не исключение. Человеческая психика способна вполне спокойно вмещать полярные взгляды и даже существовать с этим не натыкаясь на очевидные противоречия. Другое дело, что чем более образованным и развитым является человек, тем более ясным для него становится различие противоречий и их не сочетаемость, тем не менее, не следует исключать и возможности синтезировать разные взгляды в нечто более прогрессивное и точное.
Роман Камю представляет собой аллегорию на идеологию фашизма, которую многие и называли коричневой чумой. Произведение создано в 1947 году и довольно открыто намекает на ситуацию и взгляды автора. В финале горожане радуются, но некоторые думают о том, как чума снова выплеснет на улицы зараженных крыс и люди снова будут гибнуть в страданиях, собственно, сам факт существования фашистской идеологии в различных сообществах по всей планете только подтверждает оправданность подобных опасений.
Камю исходит из гностического мировоззрения, согласно которому, люди изначально являются по природе негативными и злыми. Также сюда возможно отнести и концепцию первородного греха, которая является основанием для того чтобы каждого считать носителем зла, отпадения от высшего принципа. Тарру является апологетом и выразителем в романе именно таких взглядов, он говорит о Чуме, которую люди носят в собственном сердце, то есть болезнь может проявляться и быть в невыраженной форме, но, так или иначе, болеют все.
Риз является в этом смысле более простым и конкретным, он относится к тем людям, которые не склонны к апатичным умствованиям, но предпочитают активные действия. Стиль романа во многом под стать таким воззрениям. Язык точный и лаконичный просто фиксирует факты, а борьба с чумой-злом становится просто ежедневной и непрестанной работой, которая требует регулярного выполнения.
Роман заставляет поразмыслить над природой зла как такового и способами борьбы со злом. Вполне возможно в этом смысле проблема заключается даже не во зле, но в добре, ведь, если бы не было добра, в частности Риза, который непрестанно трудится ради излечения других людей, то никому не было бы дела. Люди просто бы болели и погибали, оставаясь всегда под властью зла, исчезая во власти чумы.
Ольга Ильинская – умная, красивая, почти идеальная героиня романа И.А. Гончарова «Обломов». Ольга предстает перед читателями в образе сильной личности, обладающей талантом всегда находиться в гармонии с собой и своими мыслями
Рассказ написан в характерном для Василия Макаровича жанре «рассказ – анекдот». Только если в большинстве произведений это казалось противостояние города и села, то в данном случае все герои горожане.
Приближается самый замечательный праздник, Новый год. Этот праздник любят практически все, и взрослые и дети. Новый год – это сказка, волшебство и чудеса. В этот праздник все счастливы. Я тоже люблю Новый год.
Помещик Ноздрев ‒ один из наиболее ярких персонажей в поэме «Мертвые души». Для того чтобы рассказать о характере Ноздрева, автор подробно описывает усадьбу, которой владеет помещик.
Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Утро в сосновом лесу” в 1889 году. На переднем плане изображена лесная поляна, окружённая могучими высокими соснами. Одна из основных деталей картины – это упавшая сосна
Гроза - это природное явление. Однако Островский, в своей пьесе дал ему немного другую интерпретацию. При этом символический образ грозы мы находим одновременно в разных смыслах.