Анализ произведения Трудно быть богом Стругацких

Произведение братьев Стругацких рассказывает о далеком времени, когда человечество достигло высокой стадии развития и получило возможность путешествовать по другим планетам. Теперь люди проводят нечто наподобие экспериментов над развивающимися цивилизациями.

Румата относительно которого строится повествование, представляет собой исследователя, притворяющегося аристократом земли Арканар, но в действительности работающим для поиска чего-то ценного и красивого в этом мире.

Фигура главного героя весьма символична и отражает поэтическое отношение искателей всех времен к действительности. Внешний мир выглядит враждебным и грязным, он живет примитивными, утилитарными порядками, которые заключаются только в правоте силы, поверхностных смыслах, глупости. На этом фоне главный герой представляет собой возвышенное существо, которое остается как бы не затронутым обстоятельствами и занимается выполнением своей собственной более высокой цели, чем практически любая цель практически любого существа в этом мире.

Удивительным образом мир Арканара похож на нашу современную действительность. Стругацким часто удавалось вскрыть как бы слой реальности, который скрывается под внешним слоем, под теми условностями и антуражем, в который могут верить только поверхностные люди. Этот вскрытый слой не выглядит приятным, даже наличие более-мене положительных героев в книге не дает особенной надежды, их крайне мало и они похожи на жемчуг, который бесцельно растеряли в помойном корыте.

Да, возможно, Стругацкие пишут о человечности, но куда приводит человечность Румату? Как приходится ему поступать после того как он верил в жителей Арканара, старался, сдерживался, надеялся, уступал, полагал, что восторжествует в этом мире разум? Все идеалы и ценности оказываются втоптанными в грязь, даже, казалось бы, возвышенные идеи, которые разносит орден, на практике используются людьми бездумно и без понимания сути, в связи с чем возникает такое ощущение упадка и безнадежности от этой книге, жемчуг никогда не отмоет помойное корыто, но оно всегда поглотит и испачкает его.

2 вариант

Ничто не стареет быстрее, чем видение будущего. Другими словами: футурологические концепции и фэнтези с прогностическими амбициями быстро - а иногда и очень быстро — становятся предметом язвительных анекдотов и исследований историков идей. И все же в 1960-х годах художественная литература хотела быть просто литературой - «умозрительной прозой», как один из классиков научной фантастики Новой волны Харлан Эллисон любил описывать этот вид письма. Прилив контркультуры поднял множество лодок в порту — он также дал силу фантазии, чтобы, по крайней мере, по ее собственному мнению, она могла освободиться от оков глупого прогнозирования и диктатуры технического прогресса и порвать с репутацией провайдер ненужных развлечений. Прорыв, который привлек внимание англоязычных авторов фэнтези к вопросам политики, социологии, экологии, антропологии, психологии (в том числе психоделии), сексуальности, феминизма, а также создал поле для различных, зачастую радикальных, повествовательных экспериментов, проложил путь, например, постмодернизма.

Авторы фантастики активно участвовали в исторической работе по построению коммунизма - во всяком случае, это была их изначальная роль. Братья Стругацкие – одни из самых влиятельных авторов фэнтези в социалистическом лагере. Дебютировали в поэтике социалистического реализма  Стругацкие - это другой, парадоксальный случай: они пришли критиковать советскую систему и даже подрывать ее логику, руководствуясь коммунистическим идеализмом. Проще говоря, можно сказать, что они освободились, постепенно подрывая само существование клетки, в которой они выросли. Но они никогда не отказывались от утопической мечты о безопасном заточении, в котором все живут хорошо и счастливо. Стругацкие — это другой, парадоксальный случай: они пришли критиковать советскую систему и даже подрывать ее логику, руководствуясь коммунистическим идеализмом. Проще говоря, можно сказать, что они освободились, постепенно подрывая само существование клетки, в которой они выросли. Но они никогда не отказывались от утопической мечты о безопасном заточении, в котором все живут хорошо и счастливо.

Аркадий и Борис Стругацкие — классики советской фантастики. Их романы стали культовыми, они переведены на несколько десятков языков и регулярно переиздаются по всему миру.

В их романах затрагиваются вопросы, которые волновали человечество на протяжении веков — Стругацкие писали о роли человека в обществе, о том, откуда берутся зло и добро, о механизмах власти и лицах, противостоящих тоталитаризму. Их романы были о нелепостях бюрократии, цене развития цивилизации и смысле человеческого существования.

Романы Стругацкого навсегда вошли в канон фэнтези. Сегодня оцененные критиками и обожаемые миллионами читателей, они принадлежат к классике мировой литературы.

Русские братья обосновались в мире литературы, на который не повлияет землетрясение силой десять баллов по шкале Рихтера. И надо признать, что это произошло не случайно. Трудно быть богом, это очень ранний роман в их творчестве, поскольку он датируется 1963 годом, и недаром считается одним из самых успешных. Название авторы взяли из концовки своего рассказа, который впоследствии назвали «Бедные злые люди». Он стал последним рассказом, написанным братьями, нигде впоследствии не был опубликован и пролежал в архивах до конца 80-х. Стругацкие славились своей редкой способностью видеть важные для человечества факты о состоянии homo sapiens и делать философские комментарии, одновременно усваивая правила динамичного и увлекательного повествования.

Жанр

Научная фантастика

Сюжет и тема

В альтернативной реальности люди обнаруживают далекую планету, где живут существа, на 100% похожие на нас, но их цивилизация находится на стадии феодальной Европы. Это открытие — настоящее удовольствие. Довольно быстро они решают послать группу ученых, которые «сольются с толпой» и будут наблюдать за цветением цивилизации с максимально возможного расстояния. Наблюдатели обязаны соблюдать принцип объективности и невмешательства. Также запрещено использовать привезенные с Земли технологии, которые могут изменить ход истории этой планеты. Один из ученых — Антон, взявший на «Новой Земле» имя Дон Румата. Мужчина проникнут гуманистическими идеалами, и он не согласен с окружающей обстановкой. Везде можно увидеть эксплуатацию бедняков, смерть, брод. Цивилизация, которая еще не процветала, постепенно приходит в упадок. Румата — специфический агент, он спортивный, красивый и чертовски опасный человек.  Довольно быстро его интеллект становится проклятием, поскольку он участвует в придворных играх, направленных на внесение множества изменений. В какой-то момент возникает вопрос: дает ли преимущество Руматы перед местными жителями право «играть в бога»?

Моральный аспект, затронутый здесь — это классическая трагедия героев, которые всегда должны принимать плохие моральные решения, потому что хороших нет. Что еще хуже, нет даже того «меньшего зла», которым мы так часто любим объяснять свой выбор.

Привлекательность произведения в первую очередь связана с показом парадокса, который нам так трудно понять: быть всемогущим и беспомощным одновременно. С одной стороны, представьте себе идеальное человечество будущего, которое не только использует чудесные достижения техники, но практически искоренит все конфликты и чувства ненависти, а с другой - другое человечество, поглощенное тьмой раннего Средневековья. В возрасте и преобладают жестокость и крайний эгоизм. И вот этот идеал человечество обнаруживает «первозданное» на другой планете. Удастся ли ей немного ускорить ход истории на этой планете, чтобы выбраться из этой ужасной тьмы? Это наверное не сложно если ты практически Бог? Почему любая попытка построить идеальное общество всегда должна приводить к равновесию, при котором сильные будут использовать преимущества слабых?

Еще одна интересная тема — психологические изменения, происходящие в героях идеального мира, тех, кто должен был изменить мир к лучшему. Под влиянием событий, в которых они участвуют, они начинают ненавидеть себя и задаваться вопросом, заслуживает ли эта цивилизация вообще своего существования. И все же здесь можно встретить преданных друзей и людей, полных доброты и чуткости.

Произведение — это не просто грустный рассказ о безысходности человеческой судьбы, здесь много комедии. Авторы интересно высмеивали тему Дон Жуана. Главный герой, пользующийся большой популярностью у придворных дам, не может приблизиться ни к одной из них — его эффективно отпугивает стандартное отсутствие гигиены и вши.

Главные герои

Антон — исследователь с Земли. работник Института экспериментальной истории. 5 лет прикидывался дворянином доном Румату Эсторским,

Пашка — коллега Антона, в Институте экспериментальной истории , дружит с ним со школы, Он же дон Гуг.

Анка — работает в Институте экспериментальной истории. Связана дружбой с Антоном и Пашкой,

Кира — её отец помощник писца в суде, в которую влюблён дон Румата.

Барон Пампа — зажиточный аристократ из провинциального городка. В дружеских отношениях с доном Руматой.

Доктор Будах — вегетарианец, философ, и урожденный ируканец. Большой эксперт по лечению от ядов в Империи.

Дона Окана — любовница дона Рэбы, не раз пыталась добиться симпатии дона Румату. После последней  провальной попытки дон Рэба приказал взять её под стражу. Скончалась от пыток в Веселой Башне.

Александр Васильевич, он же дон Кондор  — Генеральный судья. 15 лет проработал в Институте экспериментальной истории.

Арата Горбатый  — главарь многих восстаний. Революционер и мастерский бунтовщик. Знает о тайне личности Антона, и не может её полностью осознать, убеждён, что Антон всемогущ. До пыток и получения ран был известен под именем Арата Красивый. Укоренился в Ордене и вел в нем подрывные действия.

Дон Рэба  — первый министр короля Пица VI Арканарского, в дальнейшем в Арканарской области получает титул наместника Святого Ордена.

Вага Колесо — предводитель групп преступников Запроливья. Приходился когда-то близким другом Арату Красивому. Имел корыстные цели в сотрудничестве с доном Рэбой и с доном Руматой.

Отец Кабани — является алхимиком и изобретателем, страдает от алкогольной зависимости. Антон не скрыл от него свою настоящую личность. Испытывает терзания из за того, что его изобретения не используются для мирных нужд, а в карательных целях по приказу дона Рэбы.

Уно — юнец на службе у дона Руматы. Гибнет защищая Киру от нападения.

Композиция

Классическое русское фэнтези. Считается одним из самых ярких романов братьев Стругацких. Братья, руководствуясь коммунистическим идеализмом, пришли критиковать советскую систему и подвергать сомнению ее логику. Они вырвались на свободу, поставив под сомнение само существование клетки, в которой они выросли.

Обобщая эту повесть, ее можно разделить на два отдельных произведения. Одно будет рассказом об Антоне, другое — размышлениями о том, чтобы быть Богом. Братья же очень хорошо это сплели, благодаря чему все ударяет по нам с удвоенной силой. Жалко, что первая половина книги не так затягивает, как вторая, которая, на мой взгляд, немного проигрывает. Произведение Аркадия и Бориса Стругацких действительно пища для размышлений не только о том, чтобы быть богом. Финал рассказа Дона Руматы очень короткий и лаконичный — он был написан таким образом, что мы должны сами выяснить, как все это выглядело. И при одной мысли мы чувствуем оцепенение.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Трудно быть богом Стругацких

Анализ произведения Трудно быть богом Стругацких

Популярные сегодня темы