Анализ произведения Житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого

История создания

Епифаний Премудрый – ученик Сергия Радонежского в 1417-1418 годах написал его Житие. Первая печатная редакция относится к 1646 году.

Жанр

Житие преподобного Сергия Радонежского относится к

жанру житийной литературы. «Житие» в переводе на русский язык означает «жизнь».

Сюжет и тема

Темой «Жития…» становится выбор человеком жизненного пути, не столько географического, сколько духовного. Во вступлении Епифаний Премудрый объясняет причины, которые заставили его написать «Житие…». Основная часть – это сам рассказ о святом, который состоит из трех частей: жизнь, смерть и посмертные чудеса.

Епифаний Премудрый правдиво описывает сложную политическую обстановку, в которой начал свою праведническую деятельность Сергий Радонежский. Он сразу встал на поддержку московских князей, особенно Дмитрия. Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на борьбу с Мамаем и Золотой Ордой. Еще при жизни Сергий Радонежский начинается почитаться святым земли русской.

Главные герои

Сергий Радонежский-великий святой земли русской.

Князь Дмитрий - московский князь.

Композиция

Чудеса сопровождали святого с самого его рождения. Родители нарекли его Варфоломеем и определили служить Богу. Ему не давалось чтение, но однажды он встретил монаха, который в ответ на его жалобу, дал ему просфору и сказал, что он будет читать лучше всех. Так он и получилось. И монах предсказал мальчику служение Богу.

В юности паренек строго соблюдал посты, много читал и стремился к монашеской жизни. Когда умерли родители, паренек ушел в лес, где построил скит.

Ему было двадцать лет, когда он принял постриг в монашество под именем Сергий, свое служение Богу продолжил в пустыньке, постоянно испытывая наступление различных бесов, от которых его спасала молитва. Многие монахи просили Сергия разрешить жить рядом с ним, когда их двенадцать, они построили вокруг забор и попросили его быть их игуменом. В трудах и молитвах протекала монашеская жизнь. Первым все лишения переносил Сергий и учил терпению братию.

Чудесным образом по просьбе братии на территории забил молитвами Сергия источник. Он воскресил умершего мальчика, изгнал беса из вельможи. Чудесное видение в виде птиц, подсказало игумену мысль о расширении обители. У Сергия были благодарные ученики, которые расходились по русской земли и основывали новые обители. И всех Сергий благословлял.

Когда князь московский Дмитрий задумал идти на битву с ханом Мамаем, он пришел за советом и благословлением к Сергию. Тот и благословил, и дал двух иноков в помощь. Чудом стало явление Сергию Богородицы, которая сказала, что никогда не оставит монашескую обитель. Чудеса, творимые молитвами Сергия, продолжались, о его чудотворной силе молва распространилась по русской земле.

Когда Сергий почувствовал близкую кончину, он поручил управление обителью своему ученику Никону, а сам на шесть месяцев впал в безмолвие. Перед своей смертью он поучал братию и просил похоронить вне церкви. Однако его волю нарушили и похоронили в храме с правой стороны при большом стечении русского народа.

2 вариант

Если рассматривать культуру западной части Европы в 14-15 веках, можно сказать, что в это время Средневековье сменяется эпохой Возрождения. В эти годы происходят значительные перемены в сфере культуры, а именно в литературе, а также в сфере изобразительного искусства. Теперь деятели культурной сферы тали больше делать напор именно на внутренний мир человека, важными стали чувства людей. В эти годы стало важным показывать человеческие эмоции.

Сформированный в эти годы древнерусский стиль помог авторам житийной литературы, более ярко передавать подвиги людей, показывая их переживания и чувства в эти моменты героизма. В данном жанре можно выделить Епифания Премудрого, с его знаменитой работой под названием «Житие Сергия Радонежского». Данный деятель литературы развил такой литературный прием как «плетение словес». Отличительной чертой данного приема является огромное наличие эпитетов, всевозможных синонимов и метафор. Так же визитной карточкой этого приема есть продолжительный ряд однокоренных слов. Все это позволяло Премудрому максимально ярко отображать эмоции жития.

Епифаний Премудрый освящает самые значимые события, которые происходили в жизни Сергия, в основном это были его подвиги и благие деяния. В основном житие имело устоявшеюся структуру. В начале автор рассказывал предысторию или освящал историю в общем, что являлось вступлением. Далее автор писал об родителях главного героя жития, потом о его знаковом рождении. Так же описывалось детство ребенка, а потом его путь в монастырь. И наконец освящались самые яркие подвиги и деяния, потом естественно смерть и после чудеса после смерти героя. Повествование о преподобном Сергее имеет все эти важные пункты, которые присуще житию. 

Данная работа Епифания посвящена создателю Троице-Сергиева монастыря. Житие имеет такую структуру, которая полностью состоит из отражения духа Троицы Святой. Вся структура работы, многие фразы, предложения, словесные обороты, все пропитано святым числом три. Так же если рассматривать жизнь святого, то она как бы разделена на три этапа. Данный прием применения трое кратности прослеживается уже после «Жития...» во многих произведениях русских деятелей литературы. Например, Лермонтов применил этот прием в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича…». 

Произведение «Житие Сергия Радонежского» считается очень важным памятником в литературе древней Руси. Не так много сохранилось работ тех времен. В произведении можно увидеть, как жил святой Сергий, а также как формировалось монашество на Руси. Кроме этого можно прочитать о событиях 14 века, когда народ боролся татаро-монголами за свою свободу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого

изображение Анализ произведения Житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого

Популярные сегодня темы