Сочинение Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина

Сатирическую сказку «Пропала совесть» М.Е. Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Здесь автор изложил свои размышления на тему жизни, нравственности, морального разложения общества в то время.

Читатель видит жизнь людей, которые утратили свою совесть. Каждый из героев отождествляет собой определенную часть общества. Примечательно, все персонажи в сказке относятся к тем классам, которые не производят материальных благ. Тут нет рабочих и крестьян, автор показывает нам моральный облик «прослойки» общества.

Всем этим людям совесть не нужна. Утратив ее, все они почувствовали облегчение, им стало легче жить. Совесть здесь показана как старая, грязная тряпка, к которой не хочется прикасаться.

Автор показывает нам собственный взгляд на совесть. По его мнению, она способна делать человека лучше, заставляет его различать добро и зло, удерживает от дурных поступков. Даже самые лживые и циничные люди обнаруживают в себе что-то хорошее, когда обретают совесть. Пьяница плачет горькими слезами, трактирщик уговаривает посетителей своего заведения отказаться от пьянства. Рыночный воришка бросает воровать и пытается делать добрые дела, а финансист горит желанием вернуть все обманом полученные деньги. Но все эти порывы не дают никакого результата, ведь в этом обществе царит извращенная мораль, и все хорошее там считается лишним, не нужным.

С горькой иронией автор пишет о людях, которых не радует такая находка, как совесть. Они передают ее друг другу, как обузу, и ни в одних руках она не задерживается. Ведь каждый спешит делать зло, воровать, обманывать, никто не хочет оставить ее себе. Это больное общество, а болезнь вызвана отсутствием совести.

М.Е. Салтыков-Щедрин видел все недостатки существующей системы, он понимал, что все проблемы России следует решать радикально, путем уничтожения старых законов и создания новых. Он критиковал правовые порядки, которые совершенно не отвечали требованиям гуманизма и справедливости. Однако и нравственности автор придавал огромное значение. Причем он считал, что воспитывать в людях любовь, добро и сострадание следует с детства. Недаром измученная совесть просит дать ей покой в сердце обычного русского ребенка.

Именно молодое поколение способно изменить жизнь к лучшему. Но для этого оно должно вырасти честным, милосердным, справедливым. В сердцах молодых людей должна жить совесть, причем она должна занимать там почетное место. Тогда и жизнь станет совсем другой.

Анализ 2

В сказке, пользуясь эзоповской манерой изложения, Салтыков-Щедрин изображает абстрактное понятие совести через конкретный образ. За прямым смыслом высказывания читаются на втором плане подлинные мысли автора о природе человеческого бытия. Салтыков-Щедрин считал совесть проводником к нравственным законам жизни, к вере в Бога, дающей путь к спасению. Совесть мешает комфортно жить, заставляет мучиться от содеянного. Но люди, лишенные совести, развращены вседозволенностью, неосознанно склонны к самоуничтожению. Начиная духовно деградировать, они живут, хватая, как животные, лишь свой кусок, истребляя друг друга ради личной выгоды.

В сказке совесть, выброшенная за ненадобностью из человеческих душ, в образе дряхлой ветошки мытарствует по всем слоям русского общества. Брошенная на дороге и затоптанная ногами прохожих, истерзанная, оплеванная, попадает она сначала к пьянчужке, который, не выдержав внезапного прозрения о своей никчемной жизни, избавляется от этой тягостной ноши, подсунув ее знакомому кабатчику. Тот начинает страдать оттого, что наживается на спаивании народа, пытается вылить все вино в канаву и перебить бутылки и посуду. Его практичная жена, спасая источник наживы, подсовывает эту непотребность в карман мундира квартальному надзирателю. И у того начинаются проблемы, он стал стыдиться брать мзду с торговцев, и даже сам стал отдавать деньги тем, у кого отбирал. Интересно, что, обретя совесть, он становится посмешищем для обывателей. Дальше побывала совесть у еврейского ростовщика-финансиста, в чьем счастливом семействе даже дети умело и с удовольствием считают деньги. Но он, заподозрив обман, ловко сплавил ее в генеральский благотворительный фонд, где совесть вообще потерялась.

Бесприютная совесть, перебывав у многих, не находит себе пристанища, нет ей нигде места. Она просится, наконец, в чистое детское сердце у последнего своего постояльца – мещанина, надеясь, что с этим ребенком, и она вырастет. Тем самым Салтыков-Щедрин показывает, что совесть может выжить только в невинной душе, незапятнанной стремлением к греховным наслаждениям и наживе.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Пропала совесть

изображение Анализ сказки Пропала совесть

Популярные сегодня темы