Известный русский писатель Валентин Григорьевич Распутин, всегда писал про доброту и небольшую грусть. В своих произведениях автор описывал обычную деревенскую жизнь.
В своем рассказе "Уроки французского" затрагивает волнующую тему взаимоотношений ученика с преподавателем. В произведение раскрываются многие темы:
Главным героем является маленький мальчик лет одиннадцати, который приехал с деревни обучатся в городскую школу. Юноша был из бедной семьи, и постоянно мучило его чувство голода. Но учеником он был старательным и ему легко давалось обучение. Поэтому учительница французского всячески старалась ему помочь или накормить, но главный герой был человеком гордым и не принимал от нее помощи. И Лидии Михайловне приходит на ум нестандартное решение проблемы: "играть с учеником на деньги". С таким нестандартным поворотом событий связана основная суть произведения Валентина Распунита.
Правильно ли поступила учительница?
Суть рассказа получает двоякий смысл. Так как с первого взгляда учительница нарушает свои права. Но рассмотрев подробно автор показывает цель ее поступка. Что она от чистого сердца и доброты своей душевной хотела искренне помочь мальчишке. Из-за чего и пострадала ее репутация и она потеряла работу, после того как директор школы застал их за игрой "пристенок" на деньги. Но ее действия были не впустую так, как главный герой осознай что сделала Лидия Михайловна ради него. И становится чуточку добрее и лучше.
Автор не однократно возвращается к вопросу, был ли иной исход в рассказе? Рассуждая понимает, что нет директор не мог поступить иначе из-за установленных нормами морали в обществе.
Заключение.
Урок для мальчика стал познавательным. Так как он смог раскрыться перед своей учительницей, и осознал что же она сделала ради него. Произведение наполнено добротой и ностальгией. Читателю его легко и интересно читать, и делать выводы для себя. Как бы проступили они на месте добродушной и искренней преподавательницы. Смогли бы они так поступить как она, пожертвовав всем ради незнакомого мальчишки или нет. Распутин привлекал своих читателей тем, что писал в своих произведениях про духовные ценности героев и внутренний их мир, размышлял о жизни и природе.
История создания произведения
Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 г. в газете «Советская молодежь», которая выходила в Иркутске. Номер газеты был посвящен творчеству другого замечательного сибирского писателя – А. Вампилова, трагически погибшего в 1972 г в возрасте 37 лет. Мама А. Вампилова, Анастасия Прокопьевна Копылова, была учительницей, и В. Распутин посвятил этот рассказ ей.
Рассказ автобиографичен. Сам писатель говорил, что он описал свое голодное послевоенное детство. После публикации рассказа его главная героиня узнала себя и написала письмо своему бывшему ученику. Примечательно, что описанных в произведении событий она не помнила.
Сюжет:
Мальчика (его имя в рассказе не названо) отправляют в райцентр учиться. Его семья была очень бедной и не могла ему помогать. Когда матери удавалось передать мешок картошки, половину воровала хозяйка квартиры, которую он снимал. Чтобы хоть как-то справиться с постоянным чувством голода, мальчик начал играть в «чику» на деньги.
Учительница французского, Лидия Михайловна, узнав о бедственном положении мальчика, пыталась ему помочь, но он отвергал все попытки. Тогда учительница предложила ему играть в «чику» с ней.
Однажды за игрой их застал директор школы. Через три дня Лидия Михайловна уволилась и уехала на Кубань.
Первый раз рассказ был напечатан в 1973 году. Он автобиографичен. Распутин рассказывает одну из историй из своей жизни. Дело было сразу после войны. В его родном посёлке была только начальная школа, и поэтому, Валентин продолжал учёбу в районном центре и жил на квартире. Наверное, интернатов тогда ещё не было. Было ему тогда 11 лет.
К этому времени он уже знал грамоту, читал, писал и умел заполнять денежные облигации. Но мальчик хотел учиться дальше. Поэтому, мать отвезла его далеко от дома, в райцентр. Из еды была одна лишь картошка, да и то не вдоволь. Она быстро заканчивалась. И тогда мальчик голодал.
Да ещё и выяснился тот факт, что к нему в мешок с картошкой повадился лазить сын хозяйки. Он потихоньку таскал оттуда картофелины, поэтому, мешок так быстро и заканчивался. Чтобы не умереть с голоду, мальчик решился на противозаконное по тем временам, дело. Он играл на деньги со старшими мальчишками. Для его ума не составило труда разгадать секрет выигрыша.
Кроме картошки мать присылала немного денег. Вот на них он и играл. А на выигранные деньги покупал молоко. Теперь он уже так остро не чувствовал голод. Но если он всё время выигрывал, значит, остальные – проигрывали. Им это не очень нравилось.
Один из мальчишек просто перевернул монетку. Естественно, мальчик ринулся в бой за правду. Один против всей компании и был сильно избит. Но всё равно продолжал твердить своё, что монетка была перевёрнута. Это повторилось и во второй раз.
Тут в дело вмешалась учительница французского языка Лидия Михайловна. Увидев в очередной раз избитое лицо мальчика, она решила действовать. Она решила прибегнуть к хитрости. Зная, что мальчик никогда не примет от неё денег, она сказала ему, что нужно дополнительно позаниматься у неё дома. Там она спокойно покормит мальчика ужином. Но мальчик и от ужина, и от посылки с яблоками и макаронами отказался.
Тогда она решила раззадорить мальчика и сказала, что запросто обыграет его, так она в детстве тоже играла в эту игру. Мальчик заглотил наживку, и игра началась. По ходу дела она рассказывала, как училась в институте, какие яблоки растут у неё на родине.
Один раз во время игры, они так вошли во вкус, что и забыли о соседях. А соседом был сам директор школы. Мальчик обвинил учительницу в том, что она ему подыгрывает, поэтому, не правильно замеряет расстояние пальцами. Намеренно делает так, что палец не достаёт до монетки.
Привлечённый громкими криками за стеной, в комнату учительницы зашёл директор и увидел картину во всей красе. Учительница французского языка играет с учеником на деньги. Она взяла всю вину на себя и уволилась из школы. Мальчик продолжал учиться. Он на всю жизнь запомнил её тонкий аромат духов, доброту и смелость не бояться отвечать за свои поступки. А её слова о том, что человек стареет тогда, когда перестаёт быть ребёнком, он запомнил на всю жизнь.
Этот рассказ экранизирован. Замечательную учительницу играет Татьяна Ташкова.
Часто ли мы присматриваемся к тому, что нас окружает? Обращаем ли внимание на прелести, что дарит нам природа? Над этими вопросами необходимо поразмышлять.
Первая зелень – очень красивая картина известного во всём мире художника Никонова Владимира Глебовича. Эта картина как – будто веет свежестью, весной
Когда я была маленькой, моим верным спутником был небольшой плюшевый пингвин. Его появление на игрушечной полке не является каким-то мистическим и загадочным. Ребенок оказался в нужное время и нужном месте
А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» смог в полной мере раскрыть величественный город Санкт-Петербург, бурлящую и грозную реку которого заковали в гранит.
Как изменится мир, если бы я был волшебником? Перемены были бы необычайными. Все люди на планете имели бы волшебные способности. Каждый мог переместиться за мгновение в другую точку планеты или галактики
Великодушие – это возможность человека проявлять к другим щедрость и доброту. Такой человек думает не только о собственной выгоде, но и об окружающих его людях