Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, предназначенную для детской читательской аудитории.
Главным героем рассказа является Павлик, представленный автором в образе маленького мальчика, отличающегося грубостью, нетерпимостью, невоспитанностью.
Сюжетная линия рассказа разворачивается в момент встречи главного героя Павлика со старичком, сидевшим на скамейке в парке.
Старичок замечает расстроенного мальчишку и интересуется причиной его плохого настроения. Павлик решает поделиться своим горем и рассказывает незнакомцу о плохих отношениях в семье, выражающихся в неисполнении родственниками его просьб.
Оказывается, Ленка, являющаяся Павлику сестрой, добрая и отзывчивая девочка, не желает делится с мальчиком своими красками для рисования. Бабушка, постоянно что-то готовящая вкусненькое на кухне, все отказывает Павлику, просящему кусочек сладостей, прогоняя его из помещения, а старший брат, увлекающийся катанием на лодке, не разрешает мальчику сопровождать его на речных прогулках.
Старичок внимательно слушает жалобы Павлика, а затем советует мальчику в его просьбах использовать волшебное слово, которое, с точки зрения незнакомца, может решить все его мальчишеские проблемы. Волшебное слово старичок произносит Павлику прямо в ухо, предупреждая, чтобы мальчик применял его исключительно тихим и спокойным голосом, прямо смотря в глаза собеседника.
Озадаченный Павлик решает испробовать метод старика и, придя домой, обращается к сестре с просьбой порисовать ее красками, произнеся при этом слово «пожалуйста». К удивлению мальчика, Ленка тут же выдает Павлику краски. Тогда мальчик идет на кухню и с использованием волшебного слова просит у бабушки пирожок. Обрадованная воспитанностью внука женщина выдает мальчику заветную вкуснятину.
Тоже самое происходит и со старшим братом, который поначалу сомневается в искренности слов Павлика, но под давлением сестры и бабушки соглашается взять брата с собой на прогулку на лодке по реке.
Воодушевленный собственными победами Павлик бежит в парк, к скамейке, где встретился со стариком, с целью проявления благодарности к мужчине, однако скамья оказывается пустой.
Смысловое значение рассказа заключается в проявлении уважительного отношения к людям, вежливости, чуткости, заботе, доброте, мудрости и вниманию.
Рассказ «Горячий камень» – произведение философское. Его основная тема – размышления о смысле жизни и поиске ответа на вечный вопрос:
В образе Мцыри Лермонтов воспел новый тип героя. Вспомним, что склонило юношу к побегу из монастыря? Он был оставлен в нем пленным мальчиком, почти умирающим. Монахи выходили его, он жил вместе с ними, вместе работал – и убежал. Почему?
Для народов, которые хранят собственные традиции и существуют в гармонии с природой, взаимодействие с другими видами живых существ является более чем естественным делом.
Нашли ли счастье в жизни Матрены странники, ищущие ответ на вопрос о счастье? Этому посвящена третья глава поэмы Некрасова, которая повествует о простой русской крестьянке Матрене Тимофеевне.
Автор остановился во Владыкавказа и ждал оказию в Екатериноград. Оказия – это полроты пехоты с пушками для прикрытия обозов. Пришлось бы все три дня прожить на сухоядении, поскольку бесполезно было заказывать у глупых
Сюжет данного произведения выстраивается на одном заблуждении, благодаря которому жители города, приняли за очень важного человека – простого азартного чиновника, который не занимал высоких должностей