Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, предназначенную для детской читательской аудитории.
Главным героем рассказа является Павлик, представленный автором в образе маленького мальчика, отличающегося грубостью, нетерпимостью, невоспитанностью.
Сюжетная линия рассказа разворачивается в момент встречи главного героя Павлика со старичком, сидевшим на скамейке в парке.
Старичок замечает расстроенного мальчишку и интересуется причиной его плохого настроения. Павлик решает поделиться своим горем и рассказывает незнакомцу о плохих отношениях в семье, выражающихся в неисполнении родственниками его просьб.
Оказывается, Ленка, являющаяся Павлику сестрой, добрая и отзывчивая девочка, не желает делится с мальчиком своими красками для рисования. Бабушка, постоянно что-то готовящая вкусненькое на кухне, все отказывает Павлику, просящему кусочек сладостей, прогоняя его из помещения, а старший брат, увлекающийся катанием на лодке, не разрешает мальчику сопровождать его на речных прогулках.
Старичок внимательно слушает жалобы Павлика, а затем советует мальчику в его просьбах использовать волшебное слово, которое, с точки зрения незнакомца, может решить все его мальчишеские проблемы. Волшебное слово старичок произносит Павлику прямо в ухо, предупреждая, чтобы мальчик применял его исключительно тихим и спокойным голосом, прямо смотря в глаза собеседника.
Озадаченный Павлик решает испробовать метод старика и, придя домой, обращается к сестре с просьбой порисовать ее красками, произнеся при этом слово «пожалуйста». К удивлению мальчика, Ленка тут же выдает Павлику краски. Тогда мальчик идет на кухню и с использованием волшебного слова просит у бабушки пирожок. Обрадованная воспитанностью внука женщина выдает мальчику заветную вкуснятину.
Тоже самое происходит и со старшим братом, который поначалу сомневается в искренности слов Павлика, но под давлением сестры и бабушки соглашается взять брата с собой на прогулку на лодке по реке.
Воодушевленный собственными победами Павлик бежит в парк, к скамейке, где встретился со стариком, с целью проявления благодарности к мужчине, однако скамья оказывается пустой.
Смысловое значение рассказа заключается в проявлении уважительного отношения к людям, вежливости, чуткости, заботе, доброте, мудрости и вниманию.
В этом рассказе Чехов исследует юную девичью душу и также рассматривает воздействие искусства на человека. Главной героиней является Надежда Зеленина, которая грезит возможностью влюбиться
В городе Глупов когда-то проживал народ, называемый головотяпами. Но позже, как гласит летопись, из-за их глупости головотяпов прозвали глуповцами.
Всемирно известная сказка великого писателя Шарля Перро когда-то была народным вымыслом, история которого интересовала и детей, и взрослых. Попав под его перо, она получила несколько иную форму.
Творческая деятельность известного пейзажиста многогранна по своему содержанию. Если посмотреть ранние работы Саврасова, то среди них можно выделить такие вещи, как «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду»
Кутейкин — дьяк какой церкви, семинарист, который бросил обучение из-за того, что встретился с трудностями в изощрённых и непонятных ему науках уже на первом курсе.
Тяжела жизнь крестьянина. Городской житель может лишь представить себе эту жизнь, жизнь человека, каждый день которого это тяжелый физический труд. День ото дня крестьянину приходится выполнять множество работ.