Причиной возникновения конфликтной ситуации, которую описывает автор, послужила вина бедного зайца. Трусливое, слабое животное, по мнению волка, посмело как-то ослушаться приказа более сильного и за такой поступок волк решает приговорить зайца к смертной казни. Жестокий волк не убивает несчастного зайца в тот же день, а наслаждается его мучением ещё довольно продолжительное время.
Основную часть своего повествования автор направляет на описания того, что испытывает бедный заяц в момент ожидания гибели. Заяц думает не только о наступлении смерти, но и о том, что его зайчиха остаётся совсем одна. Автор вырисовывает весь ряд мученических страданий животного, которое не имеет возможности повлиять на судьбу и вынуждено покорно мириться с неизбежностью всего происходящего.
Главная черта зайца - это рабская покорность. Он полностью повинуется перед зверем, который сильнее его. Таким образом автор рисует психологический портрет жертвы типичной для русского народа.
Заяц даже не пытается что-либо предпринять в свое спасение. Он уже не способен принимать свою жизнь и находясь в состоянии полностью охваченном страхами даже перестает думать о судьбе зайчихи и своих детей.
Автор применяя образные, иронические и юмористическую формы рисует перед читателем давно созревшую необходимость в перестройке личного самосознания, которое оказалось загнанным в жёсткие рамки условных стереотипов и собственных надуманных страхов.
Писатель призывает народ не приспосабливаться под диктаторский режим угнетателей и бороться до последнего отстаивая право на личное мнение и свободу. Чаще всего излишний страх отбивает все желание бороться, он способен парализовать действенный напор и решительность. Люди привыкли подчиняться вышестоящим чинам и даже не пытаясь проявлять собственную индивидуальность, слепо идут на поводу угнетателей. Страх, вот самое страшное, что может возникнуть в самый ответственный и неподходящий момент.
Линия фабулы представляет собой полное раскрытие взаимоотношения хищного зверя и его пойманной жертвы, которые представлены в образе боязливого зайца и злого волка.
Произведение посвящено одной из любимых сатириком тем – бичеванию рабской психологии, глубоко въевшейся в сознание русского народа. Во многих своих произведениях писатель, живший при самодержавном строе, обращал внимание своих читателей на покорность и бесполезные упования на помощь со стороны власти. Салтыков-Щедрин стремился в гротескной форме разрушить существующие у многих стереотипы о «добром барине» или «начальнике, который узнает и всех справедливо рассудит».
Повиновение зайца, показанное в сказке, пересиливает его биологический инстинкт самосохранения. Салтыков-Щедрин таким образом довел ситуацию с проявлением покорности до предела.
В самом названии сказки заключено логическое противоречие. Заяц всегда воспринимался в качестве олицетворения трусости. Это свойство абсолютно не гармонирует с понятием «самоотверженный».
Сделав героями произведения животных-антагонистов: волка и зайца, писатель-сатирик, безусловно, поднимает столь интересную для него социальную тематику. Хищники могут верить в покорность своих жертв, но когда зайцы начинают доверять своим исконным врагам, то это, по мнению автора сказки, противоречит природе.
Салтыков-Щедрин подвергал осмеянию прекраснодушные идеи части либералов о возможности установления социального мира через «правильное и разумное» регулирование отношений в обществе.
Герой произведения создал свое мировоззрение на основе культа обреченности и жертвенности. Писатель в большей степени осуждает даже не саму покорность слабых перед сильными, которую все же можно хотя бы частично оправдать ссылкой на непреодолимые обстоятельства. Сатирик стремится показать саму порочность и вредность направления мыслей своих современников, пытающихся примирить абсолютно противоположные интересы. Писатель заостряет внимание на этом через использование явно гротескных рассуждений персонажа. Действительно, если попытки зайца выслужиться перед волком и внести таким образом в процесс поедания его собратьев хищниками, выглядят абсурдными. В других произведениях (в частности, в сказке о бедном волке) Салтыков-Щедрин подчеркивал кровожадную сущность лесного хищника и олицетворяемой им неограниченной власти.
Критика покорности и чинопочитания в этом произведении сочетается с высмеиванием «друзей народа», лишь сбивающими его с толку своими идеями.
В школе нам характеризовали Загорецкого и Молчалина в качестве отрицательных героев, что это какие-то мошенники и приспособленцы.
Одним из положительных героев романа «Преступление и наказание» является Порфирий Петрович. Тридцатипятилетний пристав следственных дел.
Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие Лермонтова является неоценимым вкладом в литературу. Основная тема лирика поэта – философские рассуждения о смысле жизни
В центре повествования находится подросток по имени Саня. Ему пятнадцать лет. Он желает доказать своим предкам, что он самостоятельный человек. Из-за того, что он один из детей в семье, родители считают его маленьким
Глядя на полотно видно, как на переднем плане нарисованы красивые сосны-великаны, которым исполнилось уже, пожалуй, сотня лет. Стволы этих вековых красавиц, загрубевшие и темные, они стоят выдержанно и грациозно
Мой любимый кабинет это кабинет музыки. Самый необычный кабинет во всей школе! Ещё, конечно, есть красивый кабинет труда. Но там просто много поделок и всего такого. Химии, биологии – тоже интересные кабинеты.