Человек и природа в лирике Пастернака (в творчестве, стихах) сочинение

В своих стихотворениях Пастернак мог так красочно описывать природу, что легко можно представить себя ее частью. Человек, читая поэтические строки, становился не только сторонним наблюдателем.

Признаюсь, мне стихи великого поэта даются с трудом. Читать их необходимо не спеша. Только вдумчивое, медленное чтение способно раскрыть ту образность, которую использует автор. Его стихи – обычно, сравнения, метафоры. Переход от описания снега до сравнения с человеком происходит так быстро, что приходится остановиться и задуматься. Будто бы переводя дух. Но, если позволить произведению подхватить себя, довериться автору, то начинаешь замечать много такого, о чем до этого не стал бы задумываться.

В одном из моих любимых его произведений «После грозы» идет не просто описание природы, умытой грозными потоками воды. Смысл его заключается в размышлениях о смысле жизни, о сменяемости времен, о предназначении в этом мире. Вот вроде бы название должно показывать, как будет выглядеть мокрая лужайка у дома, как яркое небо заиграет новыми красками. Нет, поэт посвящает его размышлениям о вечных и важных вещах, с которыми постоянно приходится сталкиваться людям.

В другом стихотворении «Иней» читатель становится участником событий. Автор как будто берет его за руку и мягко, но твердо ведет по замерзшим тропинкам по деревне к лесу. Невольно оглядываешься, когда Пастернак начинает рукой показывать по сторонам. Смотри, мол, вот рябину ветер раскачивает, ее грозди так красиво смотрятся. Он толкает в спину, говорит «иди же, иди от водокачки дальше, не стой на месте». И ты идешь и смотришь. И ты должен чувствовать недоверие и трепет, пока бредешь по дорожке в чащу. Но продолжаешь идти. И понимаешь, что принял правильное решение. И вместе с автором восторгаешься чистоте и тишине холодного леса.

Есть еще одно небольшое стихотворение под названием «Тишина». До самого его конца присутствие человека невозможно угадать. Идет только описание природы, леса. Животные и цветы, деревья и кустарники. Ну где же в этом прекрасном царстве найдется место для шумного человечества? Но нет, совсем без людей нельзя. И поэт начинает тосковать по человеческому голосу. Или это тоскует Матушка-Природа, в шуме ручейка пытаясь напеть людские слова?

Пастернак показывал в своих произведениях неразрывную связь человека и природы. Люди не смогут обойтись без ее помощи, они ее часть, только ей можно искренне восторгаться. Но, хочется в это верить, и без человека на этой планете станет тоскливо и скучно. Это все очень тонко, но непреклонно прослеживается почти в каждом стихотворении поэта.

2 вариант

Образность стихов Пастернака удивляет, его строки, особенно о природе и человеке, заставляют задуматься.

Мне нравятся стихи  Бориса Леонидовича, но их нельзя «быстренько» прочесть (и тем более понять), им нужно уделить время… Вчитаться и представить эти сложные сравнения. По-моему, человек часто в его стихах лишь наблюдатель…

Например, меня поразило стихотворение с простым названием «Ландыши». (Кстати, у  его произведений, в основном, простые названия. ) Там есть сравнение этих цветков с «сухим дождем». А ведь, действительно, белые цветочки похожи на капли дождя.  И много приёмов поэтических использует автор: и контраст «белизна углем», и разные сравнения «весна как Углич»

Тут же обращение к кому-то: «Но отведи…». И с бором герой всматриваются друг в друга, то есть лес тоже живой, тоже смотрит, даже осознаёт.

В стихотворении «Сосны» колхозники смеются, работают. Они похожи на часть пейзажа, но весьма деятельную. Они создают сказочные стога «с дом», где отдыхает и Солнце, и Месяц.

Люди только номинально присутствуют, как наблюдатели величественной природы, в стихотворении «По грибы». Повествование от их лица лишь обозначено: плетёмся, плутаем, уходим. А там уж и гриб прячется за пень, и Солнце свет бросает…

В некоторых стихотворениях совсем нет людей. К примеру, «Весна в лесу», где только Небо «в ветках застряло», и Сосна «щурится от солнца». Очень подробное описание прихода весны, очень яркое. (Один из примеров: лужи заполнены водой и солнцем.)

Так сильно природа очеловечена, что уже не поймёшь, кого или что имеет в виду поэт. Вот стихотворение «Звезды летом». То ли люди, то ли звёзды те самые «рассказали, спрашивают, движутся»… 

В «Сирени» люди как бы мерещатся… Описан сад, вот объявлен отдых, всюду дела бросают… Кто-что? В то же время сирень тут «седая», а тучи «играют» в горелки.

А есть вариант очеловечивания даже месяца календарного. Так его и зовут – Июль. Будто бы Борис Пастернак с семьёй сдаёт этому Июлю дом. И практически описывается этот месяц, как человек. Он говорит вслух, таскается-мешается, даже в халате крадется... Хулиган ног не вытирает на пороге! Но они его всё-таки ласково называют «наш приезжий жилец». 

В стихах этих столько символов, образов, сквозь которые приходится пробираться (к счастью, мне они нравятся), что забывает, кажется, автор о человеке. В смысле, так подробно живо описывается природа, что уже и не до человеческих привычных чувств. Но человек уже внутри этой природы, она уже – большой человек. Природа и Человек неразрывно связаны, соединены глубоко-глубоко.

Также читают:

Картинка к сочинению Человек и природа в лирике Пастернака

Человек и природа в лирике Пастернака

Популярные сегодня темы