Солженицин в своем произведении "Матренин двор" зацикливает внимание читателя на нескольких центральных элементах, которые играют весомую роль в целостности сюжета. Одним из них является дом главной героини Матрены. Ветхой лачужке отведено столько внимания, что по сути ее можно считать чуть ли не одним из героев рассказа. Описание здания дается довольно подробно, с мельчайшими деталями. Читатель может с легкостью узнать, как оно выглядит и внутри и снаружи. Так как Матрена не гналась за материальным благополучием, то и хоромами ее жилье назвать было нельзя.
Построенная довольно давно деревянная конструкция уже успела местами подгнить. Поэтому не удивительным было и наличие в ней большого количества тараканов, мышей. Комнаты были обставлены цивильно и очень скромно, без излишеств. Это вполне устроило неприхотливого квартиранта, который с радостью поселился у старушки. Дряхлая на вид изба казалась совсем старой и непригодной для жилья. Но к большому удивлению она отлично укрывала домочадцев от морозов и сильных ветров.
Большой ажиотаж вокруг несчастного, повидавшего многое, дома, начинается, когда Матрена хочет передать его в наследство приемной дочке Кире. Но у бессердечного Фадея имелись свои планы на этот счет. Мужчине не терпится испепелить домишку, которым так дорожит главная героиня. И он без всяких душевных терзаний решает сжечь дом. Матрена терзала себя переживаниями и долго страдала по этому поводу. Но ее мнение не играло никакой роли в дальнейшем судьбе дома. Дело было сделано очень быстро, без доли сожаления. Во время страшного пожара, героиня пыталась спасти не что иное, как фикусы, которые многие годы украшали потемневшие от старости окна. Фадей поглумившись над чужим имуществом не подозревал, что его деяния имеют более масштабные последствия.
Дом был связан невидимыми узами со своей хозяйкой. За столько лет они пережили вместе много горя и радости, слез и переживаний. Матрена не смогла пережить то, что ее единственную драгоценность зверски уничтожили. Поэтому вовремя переезда она умирает от страшного горя. Сгорел не дом, сгорела жизнь бедной женщины. Истлели все те воспоминания, которые у нее были. Остались только горшки с фикусами, которые Матрена так отчаянно пыталась спасти от огня.
Исходя из того, что дом был одним целым с его хозяйкой, то с уверенностью можно сказать, что он является одним из главных героев рассказа.
В рассказе «Матренин двор» Александр Солженицын рассматривает одну из важнейших тем современной литературы - праведничество и его представители в нашей жизни. Словарь дает нам краткое пояснение этого слова. Праведник – человек, правильно живущий. Матрена – героиня рассказа - праведница, вся ее жизнь направлена на служение людям. О себе и своем благосостоянии – в последнюю очередь. Живет она в доме - огромном, с четырьмя оконцами на холодную сторону, крытым щепою, в два ската и в восемнадцать венцов. История дома и судьба Матрены крепко связаны. Его прошлое состояние и состояние сегодняшнее – прекрасная иллюстрация ее праведнической жизни.
Когда – то, когда Матрена была совсем молодой, в доме кипела жизнь. Взрослые и дети – одна большая семья. Он и рассчитан на это, на полнокровную жизнь и большую семью. Ей было семнадцать, когда к ней посватался Фаддей, но жить ей пришлось с его братом Ефимом, поскольку первый пропал в первую мировую. Но счастья замужество Матрене не принесло, шестерых детей пришлось ей похоронить, да и сам Ефим пропал без вести, но уже во вторую мировую. А Фаддей вернулся, но женился на другой. И осталась Матрена в этом огромном доме одна.
Нет, не одна. В комнате или в избе на почетном месте, где много света, расположились фикусы. Их много, для Матрены Васильевны они живые. Есть в избе и еще живность: кошка, мыши и тараканы. Казалось бы, такая жизнь, полная обид, должна ожесточить героиню, превратить ее в злую старуху, но, нет, не скрутила, не испортила характер Матрены, нет у нее обид не на сестер, не на других родственников. Рада каждому дню, прожитому в непростых условиях. Скорее это даже не жизнь, а выживание. Даже положенной пенсии новый закон ее лишил. Но характер у героини закаленной, к трудностям она привыкла и преодолевает их с мягким юмором.
Стареет Матрена, а вместе с ней и старится ее дом: гниет щепа, сереют бревна, все требует ремонта. Ей уже за шестьдесят, пора подводить итоги. Что нажито? Что припасено? Увы, Матрена Васильевна, как выясняет ее квартирант Игнатич, никогда такого вопроса себе не задавала. Другие вопросы, совершенно другие интересы: помочь родственникам, выйти на работу в колхоз, обеспечить себя торфом на зиму, а козе запасти сена. В этом распорядке жизни нет места для таких вопросов, не до них. Все только людям, себе самая малость.
Постарела Матрена, состарился и дом, но он ее судьба: жива Матрена, жив и дом. Однако вновь все не так, как у людей. Кире, воспитаннице, для обустройства в городе, нужна часть дома. Когда Ефим сообщает ей об этом, Матрена не спит две ночи, размышляет о своей судьбе и о доме. Понимает, что не будет его, не будет и ее. Но отказать и поступить по – другому Матрена Васильевна не может. Мало того, она активно участвует в разборке части дома, предназначенного Кире. А потом и вовсе отправляется проводить тракторную повозку, на которой увозят часть ее дома и часть ее жизни.
На железнодорожном переезде героиню поджидает нелепая смерть, она попадет под товарняк. Закончилась жизнь праведницы, завершилась история старого дома.
Крымов Николай Петрович – художник, педагог, родившийся в 1884 г., в Москве. Рисовать он учился у своего отца, художника-передвижника. В 1904 г. поступил в художественное училище, на архитектурный факультет.
Если обратить внимание на ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, то можно увидеть, что в них царят романтические умонастроения, надежду на существование идеального человека, что в мире воцарится справедливость
Книга в истории цивилизации является величайшим достижением материальной и духовной культуры. Она прошла путь от папирусных свитков, глиняных табличек, тяжеловесных пергаментных фолиантов в деревянных окладах до изящных изданий на бумаге.
А.С. Пушкин, великий поэт и верный спутник в жизни многих людей. На его книгах выросло не одно поколение. Каждое его произведение наполнено огромным смыслом. Перечитывая его рассказы, складывается впечатление
Бедная Лиза» - это повесть, автором которой является Николай Михайлович Карамзин. Сюжет строится вокруг истории любви Лизы – наивной, скромной и доброй девушки, и молодого дворянина Эраста
На переднем плане картины зафиксирована сцена между мальчиком одетым в специальную военную одежду и его дедушкой. Сразу видно он учится в Суворовском училище.