Евгений Онегин из романа А. С. Пушкина и Григорий Печорин из творения Михаила Лермонтова - оба являются эпохальными представителями "лишнего человека", но при этом они заметно различаются.
Онегин – герой, порожденный петербургским светом. Растущий в среде роскоши и праздности, он становится бунтарем против этого общества. В нем просыпается осознание глубокого внутреннего разочарования и скуки жизнью, которую привыкли проживать его сверстники-дворяне.
Существование Онегина – это непрекращающийся поиск себя. Его ум обострен критическим отношением к окружающему миру, он умеет держать свое мнение, и все же эта проницательность не помогает ему найти свой путь.
Печорин отличается от Онегина своей активной жизненной позицией. Несмотря на то что он также принадлежит к дворянскому сословию и обладает достатком, Печорин стремится вовлечься в различные приключения, среди которых охота и военная служба.
Печорин – герой с острым интеллектом. Его дневниковые записи позволяют читателю заглянуть внутрь его мыслей: они наполнены автобиографическими размышлениями, которые часто подчеркиваются скептицизмом и проникновенной самооценкой.
Оба героя родились в Петербурге. Их богатство дает им возможность наслаждаться всеми удовольствиями общества, однако они обнаруживают свою неприязнь к этой суете и не находят своего места.
Несмотря на все попытки найти истинное назначение в жизни – ни Онегин, ни Печорин до конца так и не преуспевают. Оба они осознают свое одиночество даже среди толпы.
Главным отличием этих двух героев является их отношение к собственной судьбе. Если Онегина захватывает безразличное ожидание, то Печорин ищет новые эмоции и впечатления от жизни.
В тоже время как пушкинский герой больше склонен к внутренним размышлениям, лермонтовский персонаж предпочитает активные действия.
Эти два образа дополняют друг друга, раскрывая различные грани "лишнего человека" и подчеркивая сложность поиска смысла в жизни.
Казалось бы, и Онегин и Печорин являются представителями высшего света, они обладают довольно хорошим воспитанием и, как говорится, хорошим рождением, то есть каждый получил материальное обеспечение, возможность создать карьеру, не заботиться о пропитании. Тем не менее, каждый из этих герой являются маргиналами для собственного времени. Они люди не нужные и выкинутые как бы на периферию существования.
Однако, им претит пребывать в центре этого существования, который по сути своей пуст. К примеру, в романе Пушкина мы видим непрестанные описания автором высшего света и развлечений этих людей, которые полны жадной скукой. Безусловно, Онегин не хочет ничего искать в этом во всем и тоже пребывает в полной скуке.
Печорин в свою очередь существует в немного другую историческую эпоху, как известно, эпоху политического упадка и реакции. Поэтому Печорин наполнен не только скукой, но и печалью, страданием. Поэтому и судьба Печорина более драматична, он ищет гибели, пытается проверить существование фатума в рисковых предприятиях.
Каждый обладает каким-то намерением быть искренним и полезным собственному обществу. Тем не менее, каждый не может отыскать собственного применения и поэтому страдает от такой ситуации, так как не может обманывать себя. Эти герои на самом деле невероятно похожи и, мне кажется, они являются в каком-то смысле продолжением друг друга.
Точнее Печорин (в частности хронологически) является развитием Онегина. После того как герой Пушкина доведен до предела, а также доведена до предела его эпоха (восстание декабристов и жесткая политическая реакция) появляется герой Лермонтова, который сам становится более жестким и более наполненным страданием. Если в Онегине мог просматриваться какой-то оптимизм и беззаботность, то в Печорине просматривается только цинизм.
Рассматривая сравнительные характеристики Онегина и Печорина, не следует забывать о фигурах авторов. Во многом герои повторяют биографии и воззрения своих создателей. Конечно, по большей части авторы иронизируют над собой и предлагают только во многом свои негативные или, скажем так, крайние качества.
Нужно различать творцов Пушкина и Лермонтова, которые способны рефлексировать и оценивать со стороны и светских людей Пушкина и Лермонтова, которые подобно остальным были охватываемы страстями и различными наклонностями. Так вот Онегин и Печорин частично представляют светскую сторону своих авторов.
Основными персонажами начала 19 столетия представляются Онегин и Печорин. Они - шедевры знаменитых литераторов своей эпохи и отчасти даже изображают жизнь собственных писателей. Крайне тяжелая участь предстоит Лермонтову с Пушкиным и Онегину с Печориным.
Литераторы хотели охватить в своих персонажах образы эпохи и по большей части творцам это удалось. На самом деле и Онегин и Печорин символичны для своей эпохи, однако любой из этих главных персонажей находится в вечности, потому что приводит совокупность проблем, которые оказываются типичными для любого времени.
Если сказать прямо, то перед нашими глазами очертания двух грамотных людей, которые были прекрасными резидентами своей эпохи. Каждый из них был хорошо образован, имел проницательный ум, который позволял понимать людей и самих себя. Кроме этого они были настоящими искателями правды и хотели узнать предназначение не только своего времени, но и собственной жизни.
Принимая во внимание значительную схожесть, необходимо отметить и их отличия, которые различают дух вышеозвученных персонажей. В начале обратим внимание на Онегина.
Пушкинский персонаж имеет беспринципное представление о жизни, он привередлив и воспринимает людей с определенной манией величия. Одновременно с этим Онегин не имеет наклонности к идеализации реальности, в основном он материалист. Даже на поединок Онегин уезжает по большей части не по собственному желанию, а благодаря социальной репутации, он не намерен казаться глупым и вследствие чего едет на дуэль.
В действительности такая мелочь оказывается первостепенной, потому что повод для поединка Печорина абсолютно другой. Он уезжает на дуэль, потому что пытается найти настоящую правду и движется к своей цели, он стремится отомстить всему миру. Без всякого сомнения, Печорин также сильно самолюбив, но его эгоцентризм (кстати сказать, как и у Онегина также) называет человека главным творением. Безусловно, Печорин относится ко всем свысока, однако он не способен смотреть по-иному, потому что на самом деле добился поставленных высот и находится на той вершине, которая большинству просто недостижима.
Онегин (развивая тематику эгоцентризма) также презрительно относится к остальным, но данный главный персонаж в основном выращен среди людей, где его возносили и всеми возможными способами обхаживали. Вследствие чего подобный «золотой мальчик» был одинок в совершеннолетней жизни. Его основная проблема - тоска, которая присуща такой столичной элите, не знающей нужды.
Также значительное различие между двумя персонажами - поступки в жизни. Онегин в основном соглашается со всеми и позволяет историям свершаться самим, например, позволяет Лариной полюбить себя и не спеша реагирует на любовь ответным чувством.
Печорин в своем роде - более живой герой. Он не признает действительность, но всецело формирует ее, пытается найти авантюрные истории так же как хочет найти настоящую правду. Характерной чертой Печорина является связь его взглядов с житейскими принципами и поступками.
Евгений Онегин, главный герой одноименного романа А. С. Пушкина и Григорий Печорин, персонаж произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», относятся к типу «лишнего человека» в художественной литературе. Оба этих героя разочаровались в жизни и не могут найти применения своим исключительным способностям. Онегин и Печорин крайне похожи между собой: скучающие, уставшие, подвергшиеся хандре.
Сходство между персонажами можно увидеть уже в именах, ведь Лермонтов, называя своего героя, использует тот же принцип, что и Пушкин – опирается на название реки. Онега – тихая, ровная река, Печора же быстрая, грозная, буйная. В какой-то степени реки становятся отражением характеров героев.
Сравнение персонажей следует начать с их жизненной философии. Оба героя страдают редкостным цинизмом, эгоизмом и высокомерием, они критично относятся к жизни и к окружающим их людям. Онегин и Печорин понимают, что их существование – это беспросветная серость, пустота, однообразие, хандра, поэтому они пытаются спрятаться под маской веселости, праздности, различных удовольствий. Но совсем скоро герои сталкиваются с фальшивостью высшего света и впадают в отчаяние, начинают скучать. Евгений охладевает к жизни, Григорий же боится общества и считает себя «небольшой потерей для мира».
Онегин, не привыкший к тяжелому физическому труду, пытается писать, однако и этот «упорный труд» его быстро утомляет. Печорин попадает на Кавказ и надеется, что война не позволит ему скучать, но, привыкнув к военным действиям, он снова поддается тоске.
Отличает этих героев лишь то, что пушкинский персонаж, отчаявшись найти свое истинное призвание, смиряется с решением судьбы, а персонаж Лермонтова продолжает искать смысл жизни в рискованных приключениях, службе и любви.
Далее необходимо сравнить персонажей по их отношению к женщинам и к любви.
Несмотря на то, что Онегин в совершенстве знак науку страсти нежной, женщины, как и дружба, ему быстро надоели. Татьяну он полюбил далеко не сразу, только когда разобрался в себе во время странствий, но уже, к сожалению, было поздно и, получив отказ, Евгений еще больше закрылся, замкнулся в себе.
Печорин готов был любить весь мир, но его никто не понял, и он в ответ научился ненавидеть. Про себя он говорит: « Моя бесцветная молодость протекла в борьбе». Георгий влюблялся, и сам был любим, но его ледяное сердце продолжала заполнять лишь пустота. Он брал то, что хочет, а потом, наигравшись, бросал. Из-за Печорина погибла невинная Бэла, он разрушил жизнь Мери, посмеявшись над ней, и лишь Веру он смог полюбить настоящей любовью, но потерял ее опять же из-за игры в чувства. Герой стал равнодушен к любви и к любым ее проявлениям.
Сравнив возраст, внешность и материальное положение персонажей, мы увидим, что и в этом они не сильно отличаются. Онегину 26 лет, он одет и острижен по «последней моде», а его взгляд сквозит холодностью и безразличием. Евгений, получив наследство от родственников, стал очень богатым и почитаемым человеком.
Печорину 25 лет, он выглядит весьма не дурно, хорош собой, у него карие глаза, которые не смеются, когда смеется он сам. Денег у него много, есть лакеи, и ему доступны любые удовольствия, которые можно купить.
В конце стоит еще немного сказать об идеалах и ценностях обоих героев. Читатель увидит отличия, например, в их отношении к дуэли. Онегин перед дуэлью спит хорошим, крепким сном, зато уже после дуэли, убив Ленского, он испытывает муки совести и долго не может прийти в себя. Печорин наоборот не может долго уснуть перед дуэлью, думая о том, что должно произойти, о смысле своей жизни. Но при этом, Георгий хладнокровно убивает Грушницкого и покидает место событий без всяких угрызений совести.
Таким образом, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов изобразили «лишних людей» в следующие друг за другом десятилетия, поэтому их герои почти не отличаются друг от друга. Наоборот, эти персонажи лишь являются дополнением друг к другу, отражая действительность и передовые взгляды того времени.
Знаменитые герои романов М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина являются представителями одного течения в литературе. Оба они иллюстрируют образ "лишнего человека", "героя" эпохи, когда пресыщенным молодым людям сложно было в полной мере насладиться жизнью, сделать в ней правильный выбор. Авторы вложили в их описание много биографического. Но, несмотря на это, Онегин и Печорин имеют также и много различий в характере и поступках.
Евгений Онегин страдает от так называемой "хандры". Ничто не интересно молодому человеку, ничто его не влечёт. Смена обстановки, кажется, должна помочь ему в поисках себя, но, приехав в деревню, Онегин лишь ещё больше скучает. Кратковременное увлечение общением с Ленским заканчивается плачевно для последнего. Евгений Онегин, победив на дуэли своего друга-поэта, раскаивается и сожалеет, ему не чуждо человеческое. В отказе Татьяне Лариной молодой человек также проявляет своего рода благородство, честно объясняясь с девушкой. Позже любовь к этой девушке станет для него единственной надеждой на спасение, которого не последует из-за замужества возлюбленной. Онегин снова отправляется странствовать и скитаться, ища своего прибежища в жизни.
Григорий Печорин - такой же тяжелый и неоднозначный персонаж, но в нём сосредоточено (быть может, потому что повествование часто ведётся от первого лица) больше озлобления и жестокости. Молодой человек также имеет успех у девушек, при этом не гнушается играть с чувствами других людей. Из дневников Печорина не трудно понять, что он глубоко одинок и несчастлив. Именно это вынуждает его разрушать чужое счастье, вместо того чтобы создавать собственное. Онегин же томился своей "хандрой", не изнемогая в стремлении навредить другим людям. Печорин также принимает участие в дуэли с Грушницким. Осознавая низость предательского сговора, организованного против него, герой не сожалеет о произошедшем. Дуэль была проведена, как того требовали правила чести, он не чувствовал за собой вины, в отличие от Онегина.
Заканчиваются истории молодых людей тоже во многом одинаково. Без надежды на счастье они продолжают за ним гнаться, причиняя при этом боль и страдания любимым женщинам. Евгений Онегин оказывается у ног Татьяны Лариной, Григорий Печорин напрасно скачет вслед за Верой. Он загоняет своего коня, но так и не возвращает возлюбленную. Итак, судьбы обоих героев трагичны и вызывают сочувствие, отражая в себе участь подавляющего большинства "героев времени".
Рассказ Чехова палата №6 является одним из наиболее популярных и популярность эта обуславливается в основном абсурдным сюжетом, который парадоксальным образом довольно точно описывает действительность.
В своём произведении Господин из Сан-Франциско Бунин представляет образ человека из мира, в котором цену имеют только деньги. Господин с большим состоянием отправился в кругосветное путешествие.
Весьма любопытным является отсутствие имени в повести у панночки, которая соблазняет Андрия. Точнее, имя, вероятно, у нее все-таки есть, но автор его сознательно не упоминает. При этом панночке посвящено не так мало в тексте.
Дать точную характеристику жанру романа довольно сложно. Можно сказать, что это – семейно-бытовой, и в тоже время, социально-психологический, военно-исторический роман
Шолохов любил и боготворил свою родную землю, свою Кубань с ее рекой Доном. Для писателя дороги были и люди, проживавшие там, поэтому описывая их в романе, он очень мягок, лиричен и по-своему чувствителен.
По сегодняшний день произведение на сатирическую тему под названием «Недоросль», написанное Денисом Ивановичем Фонвизиным осенью 1782 года является актуальным для нынешнего поколения.