Повесть В. Железникова «Чучело» рассказывает о шестикласснице Лене, которая в столь юном возрасте узнала, что такое злоба, безразличие, малодушие и предательство людей, и о том, какова цена противостояния всему этому в одиночку.
Главная героиня Лена Бессольцева, двенадцатилетняя школьница, переезжает в маленький город на берегу Оки к своему дедушке. Худенькая, нескладная, неуклюжая в движениях, не очень симпатичная, но с широкой доброй улыбкой и доверчивым взглядом, девочка сразу становится объектом насмешек в новом классе. В отличие от одноклассников у нее много хороших качеств, но излишняя простота и открытость сыграли с ней злую шутку. Всем в классе с первой минуты стало ясно, что она не такая, как все, и ее наделили обидным прозвищем-«Чучело». Но наивная девочка, думает, что ребята просто любят пошутить и верит в то, что они хорошие.
Но кроме миролюбивости, в Лене Бессольцевой есть и храбрость, стойкость характера, решимость. Очень сильно переживая за своего товарища Диму Сомова, она возьмет его вину на себя, в надежде на то, что он сознается. После этого начинается жестокая травля девочки, но и это не сломает ее твердый характер.
Дедушка Лены, Николай Бессольцев, пожилой и нелюдимый, всегда вызывал удивление у жителей города своим поведением. Он занимался поиском картин своего родственника-художника, покупал их очень дорого, а сам ходил в рваном пальто, за что дети называли его «Заплаточником». Жил один, до приезда внучки, был закрытым и отрешенным, пребывая в собственном мире, не обращая внимание на то, что происходит вокруг. Не заметил он и того, что творится с Леной, за что потом винил себя.
Еще один взрослый, который должен был остановить эту зверскую травлю, классная руководительница Маргарита Ивановна. Но она ничего не предприняла, не поддержала, не защитила Лену, только потому что ничего не знала. Учительница, человек, который должен знать каждого своего ученика, человек, который должен чувствовать атмосферу и настроение в коллективе, элементарно ничего не замечал. Причина тому скорая свадьба Маргариты Ивановны и подготовка к ней. К тому же, никто из детей ее не боится и не уважает, обсуждают за спиной и делают язвительные замечания. В конце Маргарита Ивановна также все осознает и раскаивается.
Дима Сомов - одноклассник Лены, любимец класса и учителей, сын обеспеченных родителей. Ему с первого взгляда понравилась девочка и в начале он пытался ее защитить. В нем есть доброта, об этом говорят его поступки по отношению к новенькой, да и в целом к окружающим. В одном эпизоде Дима отдает свои сапоги Лене, которая пришла в туфлях и намочила ноги, а в другом пытается спасти щенка от одноклассника-живодера. Но в итоге Дима, привыкший быть для всех хорошим, не смог выдержать дружбы с «чучелом», потому что остальные в классе ее не принимали. Для Лены он был героем, но после того, как она взяла вину на себя, она поняла, что Дима трус и идет на поводу у стаи. У Сомова не было такой храбрости как у Лены, и поэтому он просто решил примкнуть к остальным, предпочитая оставить свои позиции в классе.
Полностью оправдывающая свое прозвище «Железная кнопка», Миронова, девочка с сильным характером и жесткими принципами. Очень уверена в себе, высокомерна, излишне строгая для своих лет. Несомненный лидер, которого все в классе боятся и слушают. Преследуя цели, не щадит чувств окружающих, учитывает только свои интересы.
Валька - жестокий, грубый и завистливый мальчик. Очень активно и в числе первых травит Лену. Ленивый и бесчестный, завидует успеху других, а для самого важнее всего в жизни деньги.
Шмакова - первая красавица в классе. Но за внешностью скрывается лишь неуверенность в себе, мстительность и подлость. Ей нравится внимание мальчиков, и она делает все, чтобы получить его. Использует других в своих целях, из влюбленных одноклассников делает «рабов».
Толик «Рыжий» и Попов - грубые и невоспитанные мальчики, которые всегда готовы обижать слабых, причем по приказу других, ибо сами неумны и безвольны.
Тихоня Васильев жалеет Лену, но также не может идти против ребят в силу слабого характера.
Главными героями данного замечательного произведения можно назвать учеников шестого класса. Они убеждены в том, что жить по прототипу стаи, является нормальным явлением. Ни для кого не секрет, что дети очень часто проявляют агрессию, при том без каких-либо на то причин. Писатель хотел показать всю ситуацию реалистично и правдиво. История рассказывает про Лену Бессольцеву, которая недавно приезжает в новый город, и становится новичком в школьном коллективе. За это на нее начинается настоящая травля, и ей дают прозвище «Чучело». Лишь в кульминационной части произведения дети способны осознать весь трагизм ситуации, при которой они вешали столь обидный ярлык на данного человека. Несмотря на то, что повествование ведется по сути про людей детского возраста, все герои произведения проявляют жестокость, уподобляясь поступкам взрослых людей.
Образ Лены Бессольцевой
Данный персонаж показывается как добрый, улыбчивый, открытый и простой. Она не подходит для того общества, в котором оказывается, потому что там царят злость и насмешки. Одноклассники начинают издеваться над девочкой только потому что она не похожа на них, и является новичком в их коллективе. Лена имеет сильную волю и стойкий характер, поэтому она не уподобляется сверстникам, и остается таким же человеком, каким и была ранее. Она не умеет лгать и подстраиваться под ложные принципы. Когда случается один инцидент, при котором виновный человек не выдает себя, одноклассники начинают обвинять в проступке именно Лену. И хотя девочка знает, кто был настоящим виновником того дела, то она не выдает его, а лишь ждет признаний от этого человека. Когда она появляется в обгоревшем одеянии, то рассказывает всю правду своим сверстникам.
Николай Бессольцев (дедушка Лены)
Будучи угрюмым и необщительным человеком, он был поклонником творчества и ценителем искусства. Он растрачивал большие суммы денег на покупку работ у художников, хотя даже не доедал, и носил старую одежду. Дедушка не в состоянии помочь девочке, и считает, что единственным способом для них является очередной переезд. Когда он понимает, что больше не останется в этом городе, то преподносит школе одну из картин, на которой изображена девочка, напоминающая его внучку.
Образ Маргариты Ивановны
Будучи классной руководительницей данного коллектива, она ожидает собственную свадебную церемонию, и из-за этого, не хочет замечать ничего вокруг себя. Ребята не питают уважения к ней, и не считают ее мнение за авторитетное. Она не может сделать так, чтобы они ходили на все ее уроки. Лишь в самом конце произведения, учительница замечает, что она допустила серьезную ошибку, в результате которой девочке пришлось уехать.
Одноклассники Лены
Показан мальчик по имени Дима, который вначале заступался за девочку, но в итоге сдался, и попал под общее влияние. Раскрыт и образ Лены Мироновой, которую все боятся в коллективе. Она выбирает неприличные выражения, и старается все время оскорблять Лену.
Иван Иванович Шишкин является великим русским художником. Им было написано большое количество восхитительных картин. Но одной самый узнаваемых является картина «Парк в Павловске», написанная в 1889 году.
Ключевой темой произведения являются рассуждения писателя о проявлении в человеческих взаимоотношениях таких поступков, как предательство.
Настасья Филипповна, является главной героиней романа, автор ее изображает, красивой девушкой с израненной душой. Ее красота очаровывала и притягивала многих мужчин. Увидев, ее фотопортрет Мышкин, влюбляется в нее, но вмести, с симпатией он испытает
Григорий Александрович Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это типичный молодой офицер 30-х годов XIX века, который имеет достойное образование
Рассказ «Чистый понедельник» Бунина имеет четкие временные рамки, он описывает период до 1914 года, когда главные герои встречаются в одной из церквей. Эти годы являлись трудными для России
На кладбище стоит новый дубовый крест с портретом юной гимназистки — Оли Мещерской В детстве она ничем не отличалась от сверстниц, кроме своего богатого происхождения и нежелания слушать замечания классной дамы.