Действие происходит в неназванном государстве. Помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев – главный герой произведения. Он богат и глуп. У него много земли и крестьян.
Тело у помещика было нежное и рыхлое. Все свои мудрые мысли он вычитывает из газеты «Весть», и поступает так, как газета советует.
Однажды обратился помещик с молитвой к богу: всем, мол, доволен, но только слишком уж много мужиков развелось в государстве. А ну как мужики возьмут, да и всё съедят, ему, помещику, ничего не оставив? Однако боженька этим молитвам не внял.
В газете вычитал помещик указание: «Старайся!» Вот и старался: штрафовал крестьян за всякую провинность. И воду, и землю, и даже воздух – всё объявил своим. Тогда уже мужики все вместе обратились к богу с просьбой: уж лучше пропасть со своими семьями, чем под таким помещиком жить. Просьба подействовала: все мужики со своими чадами и домочадцами из помещичьих владений исчезли.
Помещик обрадовался, что теперь-то себя потешит. Выписал к себе знаменитый театр со знаменитым режиссёром и актрисами. Приехал театр: а мужиков-то нет, даже занавес поднять и умыться подать некому. Затея с театром провалилась. Да ещё и режиссёр помещика глупым назвал.
Решил помещик соседей-генералов в гости позвать, в картишки перекинуться. Генералы были самые настоящие, то есть любители поесть на дармовщину, поэтому приехали быстро. Сыграли в карты, а на угощение помещик им выставил по леденцу и по прянику. Обозвали и генералы помещика глупым, и укатили, игры не закончив.
В одиночестве барин занялся пустыми мечтаниями: какие он паровые машины из Англии выпишет, да какой фруктовый сад заведёт, и как все работы машины будут делать, а холопьего духу и близко не будет. И ещё мечтает помещик, что ему за его твёрдость пожалуют должность министра.
Живёт помещик дикой жизнью – ни одна живая душа к нему не заглядывает. Он и сам уже не рад: мечтает, чтобы хоть кто-то заглянул. Заехал к нему как-то капитан-исправник, спросил, куда все временнообязянные исчезли, и кто налоги за них платить будет? И знает ли барин, что, как мужик исчез, на базаре ни мяса, ни хлеба не купить? И он тоже назвал помещика глупым.
Сад помещичий зарос сорняками, дикие звери смело подходят к самому дому. Сам помещик одичал: оброс шерстью, и не замечал холода, отрастил ногти, разучился говорить. Дичь ловил руками, ел её с шерстью и внутренностями. Однажды напал даже на капитана-исправника. С медведем подружился – но и тот его глупым назвал.
Исправник времени не терял. Написал исправник в губернию, что водку теперь никто не пьет – казне убыток. Подати никто не платит. Только дикие звери бродят.
В губернии решили: мужика отловить, водворить на место, а помещика поймать и деликатно объяснить ему, чтобы не мешал налоги собирать.
Так и сделали. Сразу на базаре появились продукты, а налогов набрали целую груду денег.
Помещика поймали, постригли и помыли, и газету у него отобрали. Помещик здравствует и сейчас, грустит о своей дикой жизни, не любит умываться и время от времени мычит.
Автор относиться к своему герою с явным сарказмом. Представитель, как сказали бы сейчас, «правящей элиты» изображен глупым, ограниченным существом. Интересы его примитивные, здравые мысли отсутствуют. Характерны и другие детали: местная газетёнка с убогими изречениями, генералы – любители дармовщины. Интересно и то, что хотя и по вине помещика простые люди потерпели, и казна понесла убытки – виновному только сделали внушение. Написанное ещё в 1869 году произведение актуально и по сей день.
В сатирической сказке “Дикий помещик” М.Е.Салтыкова-Щедрина рассказывается о тяжелой жизни русского народа, страдающего от гнета крепостников. Фантастический сюжет произведения обнажает зависимость дворянства от крестьян. Так на примере главного героя сказки показана вся беспомощность и несостоятельность аристократического класса.
Глупый твердолобый помещик, князь Урус‑Кучум‑Кильдибаев, живет “в некотором царстве, в некотором государстве”. Он очень богат, у него всего вдоволь: земель, крестьян, скота. Князь имеет изнеженное, мягкое белое тело, не привыкшее к труду. Он читает газету “Весть” и злиться на своих крестьян за то, что они живут в его владениях.
Однажды глупому помещику показалось, что в царстве слишком много простого мужика. Тогда герой стал притеснять крестьян, облагая оброком и взыскивая с них всевозможные штрафы. Невыносима стала жизнь крепостных князя. Взмолились они Богу, сетуя на притеснения глупого крепостника. Услышал Бог их молитву, поднялся вихрь и унес крестьян с владений помещика. Обрадовался глупый князь, что нет теперь на его земле мужиков.
Фантастический сюжет сказки показывает всю глупость и невежество помещика. Герой ведет праздную беззаботную жизнь. Он не задумывается о том, насколько зависим от своих крестьян. Как оказалось, князь даже умыться не может без помощи крепостного Сеньки. Герой пригласил к себе в гости актера Садовского с актерками. Увидев, что в доме помещика пусто, некому ставить театр и поднимать занавес, Садовский уехал, назвав князя глупым помещиком. Такой же вердикт вынесли ему и четыре генерала, и исправник. Но упрямый помещик решил оставаться непреклонным в своем решении жить без крестьян. Не умея и не желая трудится самостоятельно, князь начал превращаться в дикого зверя. Он оброс шерстью, а ногти на руках и ногах стали крепкими как железо. Помещик начал передвигаться на четвереньках. Затаившись на дереве в парке, где некогда он нежил свое белое мягкое тело, князь высматривал свою добычу. Обычно он охотился на зайцев, которых ел вместе со шкуркой. И стал помещик настолько сильным, что счел себя в праве дружить с медведем.
Губернское начальство, страдающей от неуплаты податей и оброка, приняло решение изловить глупого помещика. Князя вымыли, обстригли ногти, капитан-исправник сделал ему строгое внушение. Мужиков вернули обратно. Князь больше не чинил препятствий в сборе налогов с крепостных, однако тайно скучал по своей жизни в лесу.
Сказка "Дикий помещик" Салтыкова-Щедрина - это яркий пример социально-критической литературы, в котором автор жестко критикует дворянскую культуру и феодальные порядки.
Сказка Александра Островского, написана в конце весны 1873 года, и опубликована журналом «Вестник Европы». Сюжет сказки писатель взял из сборника А. Н. Афанасьева, о воззрении славян на природу.
Основными персонажами произведения являются мальчишки, дружащие между собой, Вадик и Вовка, которые оказываются в необычной ситуации.
У моего раньше папы был кот. Звали его Харитоша. Это был обычный серый кот с белыми носочками на передних лапках. Он, как и все кошачьи, часто прогуливался по дому
Одним из основных персонажей произведения является Варвара Михайловна, ставшая приемной дочерью главной героини пьесы Любови Андреевны Раневской.
По воле судьбы главный герой рассказа был направлен в одну из заброшенных деревень на полгода, где изнывал от скуки. От безделья он принялся заниматься лечением местных жителей и попробовал обучить грамоте Ярмолу.
В мистической книге Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» содержится две части, в них написано восемь повестей. Они все объединены мистикой Гоголя, это и заколдованное место, и черт, и мачеха – ведьма, и даже колдун