В 1946-м году Пастернак писал, что начал писать роман, чрезвычайно важный, на его же взгляд, для творчества, для самоопределения внутреннего и народного и одной из тем романа "Доктор Живаго" можно назвать слияние этих двух "определений" в одну как нечто, что не может не существовать вообще и существовать как раздельные единицы. Сам роман полон отсылок к Евангелию, если не сказать, что он сам является одной большой к нему отсылкой. Это важнейший пункт для понимания произведения.
Писатель в своём романе рассматривает революцию под углом обзора её как некой стихии глазами личности в отдельности от идеологий. Революция здесь – не поединок красных и белых, а взгляд человека на бессмысленную, взаимоуничижающую «мясорубку» судеб. Главному герою (Юрию Андреевичу Живаго) не понять, как верно жестокость движет массами, но и не хочет понимать – ему нужно простое человеческое счастье в семье и в любимом деле врачевания. По сути он - антогонист революционной идеи, но, что интересно, -не антогонист самой революции. Вся его природа (природа русского интеллегента) отторгает эту философию.
Поначалу Юрий Живаго видел в потенциале революции как акта даже надежду на преображение, видел в этом нужду общества как организма. Однако Юрий же после происшествия Октября познаёт карикатурность предлагаемых альтернатив теми, кто (её) строил, говоря о невозможности творцов революции "переделать" общественную жизнь" по той простой причине, что само слово "жизнь" (священное понятие, по мнению главного героя) извращено представляется этим творцам и этими творцами, ибо они её по-настоящему не знают и их дерзновенное "покушение" на эту самую жизнь не может в своей сути принести ничего благополучного для народа.
В биографии Юрия Андреевича есть надрывные, трагедийные факты, давший отпечаток на его характере и на его действиях в рамках романа – самоубийство отца (миллионера, но разорившегося), смерть матери в раннем детстве.
Однако учился Юрий успешно и женился по любви, родился сын. Герой получает профессию, которую любит до глубины души - он врач. Всё складывается идиллично. Впрочем начинается первая мировая война и Юрию Живаго предстоит ехать на фронт.
Автор вкладывает ведущую мысль в уста героини Ларисы о той войне: что она предвосхитила в своём катастрофическом ужасе грядущие испытания для России, несущие в себе некоторый даже апофеоз людской жесткости.
Юрий Андреевич прожил всего-ничего после гражданской войны, ибо всё его существо воспротивилось новому устрою жизни и не смог он под него подстроиться, в отличие от его дворника, например.
Осмысление революции в романе подтверждают философский тезис, выдвинутый Пастернаком, что это кровавая, трагичная полоса ужаса в истории нашего народа, а не «воскресение проклятьем заклеймённых».
В своем произведении Борис Пастернак поднимает, наверное, одну из самых больных тем Российской истории XX века, затронувшую и самого автора. Интеллигенция и революция были противопоставлены друг другу в то нелегкое время, когда тот, кто действовал-оставался в живых, а кто смотрел со стороны - погибал. В своем романе Пастернак выражает свой взгляд на те события и свое отношение к ним от лица доктора Юрия Живаго. Главный герой произведения воспитан в старых традициях царской России, ведет размеренный образ жизни и не желает участвовать во всей неразберихе, но революция не оставляет и его. Для Юрия, проповедовавшего ценности другой эпохи, нравственные и моральные принципы иного склада, революция казалась невообразимой. Он не понимал, как могут люди одного народа безжалостно истреблять друг друга, вести гражданскую войну и преследовать за иные отличные от революционных взгляды. Только услышав о начале всех событий, он с энтузиазмом встречает эту новость, Живого верит в перемены и светлое будущие, но все оборачивается совсем не так, как он мечтал.
Автор показывает два разных типа интеллигенции в романе, одна часть не готова к переменам, не верит, что это происходит в реальной жизни, забивается в угол и ждет своей участи, а другая часть приспосабливается, и не считаясь ни с чем, рвется к власти. История самого доктора складывается трагически, его разлучают с семьей и с родным краем, заставляя жить в новых условиях, что стало для него фатальным. Даже образ его двух жен отражает состояние жизни героя до и во время революции. Антонина-образ прежней размеренной и любимой жизни, где все на своих местах, все правильно и как должно быть, а Лара-образ революции, образ страсти и молодости.
В лице доктора Живого и его семьи видна судьба многих похожих семей того времени. Трагедия одного человека отражает трагедию целого класса людей, которые должны приспособиться к новым порядкам или исчезнуть. Главный герой понимает, что к власти пришли люди, которые не могут править, а интеллигенция слишком долго думала, что делать.
В противовес Живого ставится жесткий и бескомпромиссный Павел Антипов, идущий к своей цели, не оглядываясь ни на что. Антипов готов жертвовать семьей и всем, что ему дорого ради достижения власти. На его примере автор показывает, как развращает власть и к чему такое стремление может привести. Павел сводит счеты с жизнью, не справившись со своими внутренними терзаниями.
Читая роман, можно четко понять, что думал автор об революции, почувствовать его боль и переживания за любимую Родину. Пастернак не делит людей на плохих и хороших, он лишь рассказывает о целом классе людей, которые не хотели жить при новом режиме.
Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода.
Зрителю известно, что картины талантливой художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой полностью описывают ее жизнь. Так и картина «Карточный домик», которая написана в 1919 году.
Неуверенность в себе - это чувство, которое живет глубоко внутри человека и не дает ему нормально существовать. Обычно оно проявляется в сомнениях, из чего, как следствие, вытекает заниженная самооценка.
Ефим Изварин является одним из второстепенных персонажей романа «Тихий Дон», написанного Шолоховым. Из повествования читатель узнает, что его полное имя Ефим Иванович Изварин.
На переднем плане картины зафиксирована сцена между мальчиком одетым в специальную военную одежду и его дедушкой. Сразу видно он учится в Суворовском училище.