Интеллигенция и революция в романе Доктор Живаго Пастернака

В 1946-м году Пастернак писал, что начал писать роман, чрезвычайно важный, на его же взгляд, для  творчества, для самоопределения внутреннего и народного и одной из тем романа "Доктор Живаго" можно назвать слияние этих двух "определений" в одну как нечто, что не может не существовать вообще и существовать как раздельные единицы. Сам роман полон отсылок к Евангелию, если не сказать, что он сам является одной большой к нему отсылкой. Это важнейший пункт для понимания произведения.

Писатель в своём романе рассматривает революцию под углом обзора её как некой стихии глазами личности в отдельности от идеологий. Революция здесь – не поединок красных и белых, а взгляд человека на бессмысленную, взаимоуничижающую   «мясорубку» судеб. Главному герою (Юрию Андреевичу Живаго) не понять, как верно жестокость движет массами, но и не хочет понимать – ему нужно простое человеческое счастье в семье и в любимом деле врачевания. По сути он - антогонист революционной идеи, но, что интересно, -не антогонист самой революции. Вся его природа (природа русского интеллегента) отторгает эту философию.

Поначалу Юрий Живаго видел в потенциале революции как акта даже надежду на преображение, видел в этом нужду общества как организма. Однако Юрий же после происшествия  Октября познаёт карикатурность предлагаемых альтернатив теми, кто (её) строил, говоря о невозможности творцов революции "переделать" общественную жизнь" по той простой причине, что само слово "жизнь" (священное понятие, по мнению главного героя) извращено представляется этим творцам и этими творцами, ибо они её по-настоящему не знают и их дерзновенное "покушение" на эту самую жизнь не может в своей сути принести ничего благополучного для народа.

В биографии Юрия Андреевича есть надрывные, трагедийные факты, давший отпечаток на его характере и на его действиях в рамках романа – самоубийство отца (миллионера, но разорившегося), смерть матери в раннем детстве.

Однако учился Юрий успешно и женился по любви, родился сын. Герой получает профессию, которую любит до глубины души - он врач. Всё складывается идиллично. Впрочем начинается первая мировая война и Юрию Живаго предстоит ехать на фронт.

 Автор вкладывает ведущую мысль в уста героини Ларисы о той войне: что она предвосхитила в своём катастрофическом ужасе грядущие испытания для России, несущие в себе некоторый даже апофеоз людской жесткости.

Юрий Андреевич прожил всего-ничего после гражданской войны, ибо всё его существо воспротивилось новому устрою жизни и не смог он под него подстроиться, в отличие от его дворника, например.

Осмысление  революции в романе подтверждают философский тезис, выдвинутый Пастернаком, что это кровавая, трагичная полоса ужаса в истории нашего народа, а не «воскресение проклятьем заклеймённых».

2 вариант

В своем произведении Борис Пастернак поднимает, наверное, одну из самых больных тем Российской истории XX века, затронувшую и самого автора. Интеллигенция и революция были противопоставлены друг другу в то нелегкое время, когда тот, кто действовал-оставался в живых, а кто смотрел со стороны - погибал. В своем романе Пастернак выражает свой взгляд на те события и свое отношение к ним от лица доктора Юрия Живаго. Главный герой произведения воспитан в старых традициях царской России, ведет размеренный образ жизни и не желает участвовать во всей неразберихе, но революция не оставляет и его. Для Юрия, проповедовавшего ценности другой эпохи, нравственные и моральные принципы иного склада, революция казалась невообразимой. Он не понимал, как могут люди одного народа безжалостно истреблять друг друга, вести гражданскую войну и преследовать за иные отличные от революционных взгляды. Только услышав о начале всех событий, он с энтузиазмом встречает эту новость, Живого верит в перемены и светлое будущие, но все оборачивается совсем не так, как он мечтал.

Автор показывает два разных типа интеллигенции в романе, одна часть не готова к переменам, не верит, что это происходит в реальной жизни, забивается в угол и ждет своей участи, а другая часть приспосабливается, и не считаясь ни с чем, рвется к власти. История самого доктора складывается трагически, его разлучают с семьей и с родным краем, заставляя жить в новых условиях, что стало для него фатальным. Даже образ его двух жен отражает состояние жизни героя до и во время революции. Антонина-образ прежней размеренной и любимой жизни, где все на своих местах, все правильно и как должно быть, а Лара-образ революции, образ страсти и молодости.

В лице доктора Живого и его семьи видна судьба многих похожих семей того времени. Трагедия одного человека отражает трагедию целого класса людей, которые должны приспособиться к новым порядкам или исчезнуть. Главный герой понимает, что к власти пришли люди, которые не могут править, а интеллигенция слишком долго думала, что делать.

В противовес Живого ставится жесткий и бескомпромиссный Павел Антипов, идущий к своей цели, не оглядываясь ни на что. Антипов готов жертвовать семьей и всем, что ему дорого ради достижения власти. На его примере автор показывает, как развращает власть и к чему такое стремление может привести. Павел сводит счеты с жизнью, не справившись со своими внутренними терзаниями.

Читая роман, можно четко понять, что думал автор об революции, почувствовать его боль и переживания за любимую Родину. Пастернак не делит людей на плохих и хороших, он лишь рассказывает о целом классе людей, которые не хотели жить при новом режиме.

Также читают:

Картинка к сочинению Интеллигенция и революция в романе Доктор Живаго Пастернака

Интеллигенция и революция в романе Доктор Живаго Пастернака

Популярные сегодня темы