Тема лагерной жизни раскрывается автором в произведениях разного жанра, в том числе в рассказах, в документальных историях («художественных исследованиях»), в драме, в сценариях для кино. Данная тема занимает особое место в творчестве Солженицына, а центральное место она получила в таких работах писателя, как «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича». Лагерь здесь выступает ярким, очень точным символом, в котором заключена суть русской жизни в послереволюционные годы.
Несмотря на единство темы, разные жанры требуют различного подхода к ее осмыслению, ставят иные условия подбора материала, предоставляют специфические возможности для выражения авторского взгляда.
В книге «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицын выражает себя как художника и человека, не принимающего традиционные деления как в жизни, так и в литературе. Подача материала происходит в необычной форме, которая позволяет автору отразить всю полноту исследования лагерной жизни, показать ее многочисленных участников, а также максимально точно и полно высказать личную позицию.
Драматизм лагерной темы проявляется в попытке обретения свободы. Противостояние жизни и смерти, верности и предательства, силы и слабости, ненависти и любви идеально подходят для драматического воплощения.
В своих работах автор стремится к реалистичности описываемой картины, к ее жизненной убедительности. Например, в произведении «Один день Ивана Денисовича» большинство героев имеют прототипы в реальной жизни. Их истории также правдивы.
Интересно, что закрытые помещения, такие как больница, столовая и т.д. несут в себе некое символическое значение. Замкнутые пространства ограничивают свободу людей, заключают их в своих стенах. В рассказе Солженицына опасность представляют также и открытые пространства, их герои произведения стараются избегать, двигаясь как можно быстрее от одного помещения к другому. Открытые участки ограничены зоной, а сверху на заключенных беспрерывно падает слепящий свет прожекторов.
Несмотря на тяжелые лагерные условия, здесь все же сохраняются настоящие живые люди подобно Тюрину, Ивану Денисовичу, Клевшину и другим. Ни при каких обстоятельствах они не теряют своего достоинства, не унижаются перед другими, не вымаливают снисходительного к себе отношения. По убеждению автора, лагерь есть сущее зло, обитель насилия и страдания. Однако пережитые трудности и сочувствие способствовали нравственному восхождению. Можно заключить в плен тело человека, но нельзя упрятать в темницу его душу. И даже получив формальную свободу, падшая, загубленная душа уже никогда не сможет ее обрести. Внутренний мир героя, его жизненные и нравственные устои останутся неизменными.
Многие произведения (рассказы, документальные очерки, романы) писателя затрагивают тему жизни в лагерях и представляют собой определенную энциклопедию лагерного существования.
В произведениях автор достигает эффектности, выражающейся в жизненном убеждении и психологической реальной действительности, при этом сюжетное повествование содержит приметы невыдуманной достоверности.
В рассказах читательской аудитории представляется большое количество героев в лице настоящих, встреченных в жизни, людей. Например, бригадира Тюрина, кавторанга Буйновского в произведении об Иване Денисовиче. Однако главный персонаж рассказа в лице Шухова является собирательным образом военнослужащего артиллерийской батареи, в которой командиром был лично писатель, впоследствии заключенный в лагерь.
Раскрывая лагерную тематику, писатель использует высокую степень достоверности и детальности, описывая ужасающие будни тяжелой жизни в лагерях в виде голода, холода, лишающих людей рассудка, гнойных язв на конечностях, жестокого беспредела представителей уголовного мира. При этом писатель особую роль отводит глухому замкнутому пространству в качестве больницы, вахты, столовой, являющихся с авторской точки зрения символичными. Например, в указанном выше рассказе лагерники опасаются и открытых участков в лагере, которые также являются ограниченными зоной, бараками, строительными площадками, а также слепящими беспрерывно прожекторами.
Отличительной особенностью изображения лагерной жизни в произведениях писателя является сохранение автором на зонах живых людей, характеризующих своим внутренним достоинством и отрицающих унижения ради сигарет, хлебной пайки.
Лагеря с авторской точки зрения являются огромным злом, насилием над личностью, однако проявление в них сострадания и ощущение страданий обуславливает нравственное очищение человека с уверенностью невозможности пленения человеческой души и лишения ее свободы. При этом писатель подчеркивает, что формально освободив заключенного, невозможно изменение его внутреннего мира и системы личностных ценностей. По мнению писателя, в лагерях сохраняется настоящая человеческая жизнь, а за их заборами происходят события, непонятные заключенным.
Главная цель лагерного существования для всех его узников заключается в выживании, именно это содержание пронизывает все произведения писателя.
Ионыч, рассказ Антона Павловича Чехова, состоящий из пяти глав, написан в 1898 году. Писатель сохраняет стабильный и сдержанный тон в развивающемся сюжете, от Чехова ни один из персонажей не получает даже самых малых оценочных
Кирила Петрович Троекуров был очень эгоистичным и лицемерным человеком. Ему приносило удовольствие издеваться над слабыми, его насмешки очень обижали людей. Кирила Петрович богатый человек
Рассказ К. Паустовского «Телеграмма» написан в 1946 году и относится к наиболее известным и популярным в читательской среде. Внимание он привлекает проблемами, которые писатель поднимает и выносит на обсуждение
И. С. Тургеневу удавалось удивительно тонко понимать людей и передавать их переживания и чувства с поразительной точностью. В своих произведениях он знакомит читателей с людьми, способными на высокие чувства
Язык — это основа любой национальной культуры, важная часть в жизни людей. Особенности быта, традиций, истории обязательно отражаются на языке, поэтому можно смело утверждать, что пока жив язык
Жанровая направленность произведения представляет собой детские рассказы, основной тематикой которого является проявление человеком дружеских качеств.