Нравственные проблемы в рассказе Уроки французского 6 класс

Действие рассказа одного из самых известных представителей «деревенской прозы», советского и российского писателя Валентина Григорьевича Распутина, происходит в тяжелое для страны послевоенное время.

Главный герой – одиннадцатилетний мальчик из крайне бедной семьи. Долгое время он жил в деревне, однако, окончив начальную школу, он был вынужден переехать в город, потому что в его деревне есть только 4 класса образования.

После переезда главного героя в город, его имущественное положение обострилось еще больше, потому что в отличие от деревне, в городе намного сложнее найти себе пропитания. На новом месте главный герой сильно похудел – передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.

Однако, главный герой, будучи от природы одаренным (в деревне это отмечали все соседи, в городе мальчик учился на одни пятёрки по всем предметом, не считая французского языка) нашёл способ – он начал играть в азартную игру «чику» на деньги на улице с другими мальчишками. Но и тут герой столкнулся с трудностями – будучи осторожным, он выходил из игры при малейшем выигрыши, за что другие мальчики возмущались и били его.

Синяки главного героя заметила учительница по французскому языку. Поняв, что происходит, он назначила мальчику дополнительные занятия по своему предмету. Во время таких занятий она лучше узнала о положении мальчика и захотела ему помочь – накормить, дать продуктов и т.д. Но главный герой был принципиален – он отказывался от помощи. Учительница придумала как мальчик может «заработать» её помощь – она предложила ему играть в азартную игру, в которой главный герой сможет получать деньги честно и «заслуженно».

И именно с такой помощью связана главная нравственная проблема в рассказе «Уроки французского» - может ли педагог, желая помочь бедному, но очень одаренному ученику, преступить правила профессиональной этики и, даже закон, дабы помочь ему и спасти его от голода. Именно на примере доброй учительницы Лидии Михайловны автор показывает, что в этой нравственной проблеме правильным решением будет не «действовать по правилам», а «действовать по совести».

Несмотря на личную позицию Распутина, Лидия Михайловна поплатилась за свой поступок – в один из разов, когда она играла с главным героем, её решил навестить директор школы, который был шокирован увиденным. И тут сразу же вплывает вторая проблема рассказа – стоит ли рисковать всем ради помощи нуждающимся в ней людям. Распутин считает, что да, воспевая милосердие. Лидия Михайловна лишилась своей работы, но даже уехав она не забыла мальчика – однажды она отправила ему посылку с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.

2 вариант

Валентин Распутин провел детство и юность в небольшом селе Аталанка Иркутской области. Мальчик с раннего возраста познал нужду и лишения. Мать, вынужденная одна поднимать детей, выбивалась из последних сил, чтобы поставить их на ноги. Благодаря тяге к знаниям будущего писателя отправляют в районную школу. Нелегко приходилось маленькому Вале на новом месте. Но благодаря усердию, силе воли и духа, поддержке классного руководителя ему удается с отличием окончить школу.

Об этом периоде жизни с большим трепетом делится Валентин Григорьевич в рассказе «Уроки французского». Начинается повествование с риторического вопроса по поводу чувства вины перед учителями. Далее следует изложение всех жизненных перипетии, встретившихся на пути мальчишки. Это и враждебное отношение Вадика и Птахи за то, что он лучше играл в «чику», и быстро заканчивавшиеся продукты, которыми мать с большим трудом снабжала ребенка, передавая через знакомого водителя. Был угрюм, часто думая о том, где достать денег на пропитание. Все личные переживания не отражались на успеваемости: учиться он любил, только французский никак не давался.

Лидия Михайловна, учитель данного предмета и по совместительству классный руководитель, узнает о проблемах своего лучшего ученика и решает помочь ребенку. В силу гордости и диковатости мальчишка отказывается от поддержки. Преподаватель занимается с ним индивидуально. Однажды она предлагает сыграть в «пристенок», игру, чем-то сродни той, что герой играл раньше. Никто не знает о том, что при этом чувствовала героиня: с точки зрения морали поступок безнравственный, но изо дня в день видеть голодным способного подростка было выше сил. И учитель решается на «преступление». Теперь у мальца появляются деньги. Он уже может позволить себе покупать кружку молока. Но все заканчивается довольно плачевно. Директор, живший через стену, внезапно появляется на пороге дома и обвиняет Лидию Михайловну чуть ли не в извращении. Той приходится уволиться. Через некоторое время на имя главного героя приходит посылка с макаронами и яблоками.

Благодарность и признание пронес через всю жизнь знаменитый писатель к «француженке». Урок доброты, преподанный неравнодушным человеком, оставил навсегда светлую память о ней. Данный рассказ заставляет читателя задуматься, насколько мы чутки к проблеме ближнего. Сможем ли так же, жертвуя карьерой, а то и добрым именем, протянуть руку помощи нуждающемуся.

Спустя много лет, благодаря публикации рассказа, Анастасия Прокопьевна, прототип героини, разыскивает бывшего воспитанника.

6 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственные проблемы в рассказе Уроки французского

Нравственные проблемы в рассказе Уроки французского

Популярные сегодня темы