Действие рассказа одного из самых известных представителей «деревенской прозы», советского и российского писателя Валентина Григорьевича Распутина, происходит в тяжелое для страны послевоенное время.
Главный герой – одиннадцатилетний мальчик из крайне бедной семьи. Долгое время он жил в деревне, однако, окончив начальную школу, он был вынужден переехать в город, потому что в его деревне есть только 4 класса образования.
После переезда главного героя в город, его имущественное положение обострилось еще больше, потому что в отличие от деревне, в городе намного сложнее найти себе пропитания. На новом месте главный герой сильно похудел – передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.
Однако, главный герой, будучи от природы одаренным (в деревне это отмечали все соседи, в городе мальчик учился на одни пятёрки по всем предметом, не считая французского языка) нашёл способ – он начал играть в азартную игру «чику» на деньги на улице с другими мальчишками. Но и тут герой столкнулся с трудностями – будучи осторожным, он выходил из игры при малейшем выигрыши, за что другие мальчики возмущались и били его.
Синяки главного героя заметила учительница по французскому языку. Поняв, что происходит, он назначила мальчику дополнительные занятия по своему предмету. Во время таких занятий она лучше узнала о положении мальчика и захотела ему помочь – накормить, дать продуктов и т.д. Но главный герой был принципиален – он отказывался от помощи. Учительница придумала как мальчик может «заработать» её помощь – она предложила ему играть в азартную игру, в которой главный герой сможет получать деньги честно и «заслуженно».
И именно с такой помощью связана главная нравственная проблема в рассказе «Уроки французского» - может ли педагог, желая помочь бедному, но очень одаренному ученику, преступить правила профессиональной этики и, даже закон, дабы помочь ему и спасти его от голода. Именно на примере доброй учительницы Лидии Михайловны автор показывает, что в этой нравственной проблеме правильным решением будет не «действовать по правилам», а «действовать по совести».
Несмотря на личную позицию Распутина, Лидия Михайловна поплатилась за свой поступок – в один из разов, когда она играла с главным героем, её решил навестить директор школы, который был шокирован увиденным. И тут сразу же вплывает вторая проблема рассказа – стоит ли рисковать всем ради помощи нуждающимся в ней людям. Распутин считает, что да, воспевая милосердие. Лидия Михайловна лишилась своей работы, но даже уехав она не забыла мальчика – однажды она отправила ему посылку с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.
Валентин Распутин провел детство и юность в небольшом селе Аталанка Иркутской области. Мальчик с раннего возраста познал нужду и лишения. Мать, вынужденная одна поднимать детей, выбивалась из последних сил, чтобы поставить их на ноги. Благодаря тяге к знаниям будущего писателя отправляют в районную школу. Нелегко приходилось маленькому Вале на новом месте. Но благодаря усердию, силе воли и духа, поддержке классного руководителя ему удается с отличием окончить школу.
Об этом периоде жизни с большим трепетом делится Валентин Григорьевич в рассказе «Уроки французского». Начинается повествование с риторического вопроса по поводу чувства вины перед учителями. Далее следует изложение всех жизненных перипетии, встретившихся на пути мальчишки. Это и враждебное отношение Вадика и Птахи за то, что он лучше играл в «чику», и быстро заканчивавшиеся продукты, которыми мать с большим трудом снабжала ребенка, передавая через знакомого водителя. Был угрюм, часто думая о том, где достать денег на пропитание. Все личные переживания не отражались на успеваемости: учиться он любил, только французский никак не давался.
Лидия Михайловна, учитель данного предмета и по совместительству классный руководитель, узнает о проблемах своего лучшего ученика и решает помочь ребенку. В силу гордости и диковатости мальчишка отказывается от поддержки. Преподаватель занимается с ним индивидуально. Однажды она предлагает сыграть в «пристенок», игру, чем-то сродни той, что герой играл раньше. Никто не знает о том, что при этом чувствовала героиня: с точки зрения морали поступок безнравственный, но изо дня в день видеть голодным способного подростка было выше сил. И учитель решается на «преступление». Теперь у мальца появляются деньги. Он уже может позволить себе покупать кружку молока. Но все заканчивается довольно плачевно. Директор, живший через стену, внезапно появляется на пороге дома и обвиняет Лидию Михайловну чуть ли не в извращении. Той приходится уволиться. Через некоторое время на имя главного героя приходит посылка с макаронами и яблоками.
Благодарность и признание пронес через всю жизнь знаменитый писатель к «француженке». Урок доброты, преподанный неравнодушным человеком, оставил навсегда светлую память о ней. Данный рассказ заставляет читателя задуматься, насколько мы чутки к проблеме ближнего. Сможем ли так же, жертвуя карьерой, а то и добрым именем, протянуть руку помощи нуждающемуся.
Спустя много лет, благодаря публикации рассказа, Анастасия Прокопьевна, прототип героини, разыскивает бывшего воспитанника.
6 класс
В романе, написанном Гончаровым, показан период в истории Российского государства, когда страну ждал переворот во взглядах. Так как вместо устоявшихся взглядах касательно феодализма приходили
Два героя романа Достоевского Преступление и наказание недоучившийся студент Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович на страницах романа встречаются трижды
Старшее поколение в романе представлено в лице нескольких персонажей, но главную роль забирает себе Николай Петрович Кирсанов.
Для каждого из нас важно иметь верного друга рядом. Человек, который всегда поддержит и поймет в трудную минуту, настоящий друг, способный поделиться радостью и горем
Небо… что еще может быть прекраснее в мире? Я считаю, что именно оно притягивает к себе своей красотой, своими разнообразными красками
Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед.