Образ и характеристика Богодула в повести Прощание с Матерой Распутина

Повесть Валентина Григорьевича Распутина «Прощание с Матёрой» показывает взаимодействие прогресса и нравственных устоев. Сюжет был навеян писателю строительством Братской ГЭС, которое проходило недалеко от родного села.

В. Распутин изображает коренных жителей острова Матёра, для которых новости о скором затоплении родной земли были особо трагичны.

Богодул выступает хранителем острова Матёра. Он один из второстепенных персонажей данного произведения. Старик является одним из жителей острова, он не исконный его представитель, но прожил на нём долго. Прежде чем остров приглянулся по какой-то причине Богодулу и он поселился на нём, его знали как менялу, заезжавшего в Матёру для совершения бартера. Деревенские же говорят якобы он был сослан в Сибирь за убийство и остерегаются его.

Имя данного персонажа неизвестно, лишь прозвище, возникшее возможно после того, как кто-то, послушав речь старика, сказал «богохул, а деревенские то ли не разобрали, то ли нарочно подвернули язык и переделали в богодула».

По словам самого Богодула он поляк, плохо владеет русским, но хорошо по-русски ругается, имеет сиплый голос. Иногда случалось, что он разговаривался с местными старухами, те его любили - были готовы оставить любую работу, чтобы пригласить на чай, отзываясь о нём: «как пташка божья, только что матерная». Старики же недолюбливали Богодула, считали его бесполезным и зловредным человеком.

О старике известно, что он не изменялся внешне уже много лет, в таком обличии прибыл на Матёру. Он «ступал медленно и широко, тяжелой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову…». На заросшем лице виднелись только «кочковатый нос» и налитые кровью глаза с цепким взглядом. Практически круглый год Богодул ходил босиком, поэтому его ноги почернели, выглядели окостеневшими. Из-за такого внешнего вида старику было дано прозвище «Снежный человек».

Жильё старика представляло собой срубленный ранее колчаковцами длинный и низкий барак, пахнувший запустением и гнилью. Богодул до конца не покидает свой дом, остров.

Писатель создал образ, который помогает читателю понять, что такое любовь к родной земле, предупредить о том, что необходимо помнить прошлое, беречь и передавать его другим поколениям.

2 вариант

Богодул является одним из ярких героев повести. Он давний житель Матеры, хоть рожден не там. Раньше он был менялой, доставлял людям необходимые продукты и прочие заказы. Летом он жил в заброшенном бараке, а с холодами переходил к старухам, то к одной на неделю, то к другой. Заметно, что к Дарье Пинигиной у него есть симпатия.

По словам старика, он поляк. Богодул плохо говорит по-русски, но матерные слова знает хорошо, за что и получил прозвище Богодул (от слова богохул).

Старик имеет необычную внешность, его знают много лет, но он выглядит, как и раньше, когда только появился на Матере. При ходьбе он сгибает спину, шаг широкий и тяжелый, босиком ходит даже по снегу. Его волосы настолько взлохмачены, что похожи на гнездо. Лицо у него всегда заросшее, что видны только нос и глаза, которые налиты кровью. Голос у старика осипший. Все жители относятся к нему по-разному. Старухи любят и часто приглашают на чай, кто-то побаивается из-за слухов, что он кого-то убил, а старики, наоборот, недолюбливают, скорее из-за ревности и скрытности.

Однажды в деревушке появилась страшная новость. Рядом строилась ГЭС и Матера вскоре будет затоплена. Конечно же, всем семьям деревни власть предоставила дом в новом поселке, но на вопрос, хотят ли этого жители, у каждого был свой ответ. Кто-то этому был даже рад, но только не старики.

Все старые жители объединены желанием дожить до конца своих дней на Матере. Они обеспокоены свободной жизнью молодежи, без привязанностей. Старики пытаются научить своих детей любви к земле, дому, предкам, но все безрезультатно.

Когда стал вопрос о сносе кладбища, Богодул вступается за него и за деревню в целом. Старуха Дарья тоже не хочет верить в происходящее и в последний день перед планируемым поджогом белит печь. При мысли о прощании с родиной старикам становится грустно и они не хотят сдаваться, не смотря ни на что.

Когда произошел пожар уникальной избы Петрухи, которую планировали передать музею, как памятник зодчества, жители понимают, что такая участь ждет каждый дом. Ведь все избы будут сожжены, а потом затоплены.

В итоге Богодул вместе со старухами остается на родной земле, где они все уходят под воду. Они не хотели покидать родные места в знак неприятия суеты и бестолковости новой, современной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Богодула в повести Прощание с Матерой

Образ и характеристика Богодула в повести Прощание с Матерой

Популярные сегодня темы