Капитан Алексей Иванов, главный герой рассказа, за несколько лет, потерянных на войне, лишился способности к искренней эмпатии и навыка разрешения частых бытовых проблем. Каждый акт его поведения сопровождается эгоистичными намерениями, каждая мысль пробирается через призму рефлексии, итогом которой является твердая уверенность в своей бесспорной правоте.
В результате демобилизации он, привыкший к армейскому быту, отсутствию нужды в пище и крове, солдатскому обществу, намерен возвращаться в родной город, к своей семье. Однако очень скоро становится ясно, что домой герой не спешит. Встреча на вокзале со старой военной знакомой Машей перерастёт в большую симпатию к миловидной девушке. Но даже в этом чувстве мы не обнаружим самоотдачи героя: воспользовавшись взаимностью и открытостью девушки, в силах которой скрасить одиночество Алексея и тоску по покинутому месту, мужчина оставит ее, сироту, одну в городе, “где она родилась и жила, но который стал теперь для неё почти чужбиной”. Не вспомнит он о Маше до самого конца истории.
Наконец, оказавшись дома, Иванов застаёт семью в непривычном и чуждом для себя свете. Сильно повзрослевший, самостоятельный и расчетливый сын, кроткая, вовсе забывшая отца, дочь и сильно исхудавшая, измождённая тяготами изнурительной работы, жена. Иванов растерян и озадачен. Жена неохотно рассказывает о прошедшем без главы семьи времени, последний крайне недоволен воспитанием детей, их нездоровой бережливостью и самостоятельностью, сильно опережающей их возраст. В разговоре, что пришёлся на поздние часы, когда дети крепко спали, герой узнает об измене жены. Бескомпромиссное решение покинуть родной дом героем тут же было озвучено и на следующее же утро претворено в жизнь.
По окончании знакомства с произведением становится очевидна двусмысленность его названия. Возвращение героя выражено не столько в конкретно-практическом характере данного манёвра - готовности к трудовой жизни примерного семьянина, сколько в требующем огромных моральных усилий отказе от военного, оформленного мироощущения в пользу оседлого, рутинного.
Рассказ Платонова “Возвращение” наряду с другими произведениями автора - яркий представитель реализма в современной ему советской художественной литературе, что примечательно: лишенный неизменно сопутствующего отечественному реализму двадцатого века эпитета “социалистический”, а значит, идеализации советского быта и его участников. Сама тема “возвращения после войны” нечасто муссировалась в послевоенной литературе. Описанию около маргинальных состояний вернувшихся с войны солдат авторы предпочитали изображение жизни бравых и верных партизан и офицеров, полной героических подвигов, стоических эпизодов, твёрдых решений и волевых поступков.
Рассказ Андрея Платонова повествует о возвращении солдата с войны. Здесь нет идеализации, радости этого возвращения. Читатель сталкивается с противоречиями, сомнениями в душе героя. Капитан Алексей Иванов, демобилизовавшись не спешит в родной город. Но понимает, что там его ждут жена и двое детей.
Автор знакомит нас с мужчиной тридцати пяти лет. У него темное обветренное лицо, испещренное глубокими морщинами, прокуренные волосы и одежда. Все это создавало образ сурового вояки. Но светлые серые глаза с застенчивым взглядом выдавали ранимого, доброго человека.
Алексея можно посчитать эгоистом. Это проявляется в общении с детьми и супругой при встречи. С близкими герой ведет себя отстраненно. Но сам рассчитывает на теплый прием. И совершенно не задумывается о том, что семье пришлось пережить тягот не меньше, чем ему самому. Только он был на фронте, а родным приходилось бороться за жизнь в тылу. Двенадцатилетний сын вынужден помогать матери вести хозяйство. Маленькая дочка тоже старается помочь маме и брату. В доме считают каждую копейку. Это вызывает отторжение у отца. Мужчине кажется, что его здесь не принимают. Он чувствует себя чужим.
Иванову тяжело влиться в мирную жизнь. На войне все было четко, разделено правильное и неверное, белое и черное. Был устав, распорядок дня, свои и враги. Была единая для всех цель – победа. Юноша отличился в боях, получил немало наград, заслужил уважение и капитанские погоны. В миру все иначе. Мужчина отвык от быта, от семьи. Велик соблазн начать жизнь заново. Его манит молодость попутчицы Маши. Он даже заезжает в ее город на несколько дней.
Подросшие дети не воспринимают отца как близкого человека. Малышка его совсем не помнит. А сыну пришлось повзрослеть раньше времени, взять ответственность за мать и сестренку. Дети любят папу, они его ждали, но пока не готовы ему доверять.
Атмосфера в доме накаляется еще сильнее, когда офицер узнает, что у жены была любовная связь во время его отсутствия. Женщина решилась на измену не по любви. Ей просто была нужна помощь, защита, опора. Было тяжело и горько тянуть семью одной. Алексей не в силах сдержать злость, отвращение, вызванные ревностью. Он решает уехать. Но его останавливают дети, догоняющие поезд. Мужчина осознает, что нужен семье. Что его любят и всегда ждут.
Название произведения несет двоякий смысл. Речь идет не столько о дороге домой после боевых действий, сколько о пути к самому себе. Тяжелом пути морального выбора. Возвращение героя происходит не тогда, когда он пришел с фронта. А когда спрыгнул с поезда, увидев бегущих за ним детей.
Образ Ставрогина является в книге центральным и наиболее противоречивым. Достоевский как великий мастер психологической прозы создает характер с одной стороны символический,
Что такое предательство? Этот вопрос задали для школьного сочинения. Я обратился к интернету, словарям и нашел такие ответы: это когда кто-то обманывает другого; это плохой поступок; это неверность или вероломство...
Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.
Важной составной частью поэмы «Евгений Онегин» является письмо главной героини Татьяны к главному герою, способствующее раскрытию образа Татьяны.
Шедевры живописи могут многое рассказать о культуре и быте прошлых веков. Одной из таких картин является Московская девушка 17 века.
Одним из ключевых персонажей произведения является Николай Ростов, представленный писателем в образе молодого человека невысокого роста с курчавыми волосами, имеющего открытое выражение лица