Образ и характеристика учителя Харлампия Диогеновича (Тринадцатый подвиг)

В произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» главным ярким персонажем является учитель математики Харлампий Диогенович.

Повествователь сразу отмечает, что данный герой не похож на того преподавателя, каким его могут представить читатели. Он не выглядел слабохарактерным и неопрятным, трудно было установить был ли он гениален, но по мнению автора, - был. Харлампий Диогенович – мужчина греческого происхождения, небольшого роста, тщательно выбритый и аккуратно одетый. Он приучал детей к дисциплине, поэтому с момента, когда он входил в кабинет и до конца урока царила тишина.

Иногда учитель математики позволял себе разряжать обстановку и шутить, тогда в классе раздавался смех, который постепенно стихал. Такое поведение учителя и учеников нисколько не нарушало дисциплины, скорее только поддерживало и доказывало ее.

Харлампий Диогенович уважительно относился к своим ученикам. Когда один из ребят опаздывает на урок, а сам он подходит к двери, то непременно пропустит опаздывающего, поздоровавшись с ним и зайдя следом, закроет за собой дверь, после такого обряда математик обычно говорил какую-нибудь необидную шутку, которая всем только поднимает настроение перед уроком. Не каждый учитель так поступал, обычно на опоздание либо не обращали внимание, либо хорошенько отчитывали. И за свое тактичное поведение, учащиеся уважали преподавателя.  

Математик никогда никого не ругал и ни на кого не кричал, не заставлял учиться, он только после опроса или ответа у доски записывал что-то в свой блокнот.

Дети знали, что у него было невозможно незаметно списать. Нет, Харлампий Диогенович не ходил по классу, не заглядывал в тетради и не проверял содержимое на столе. Он сидел за своим столом иногда читал что-то, иногда перебирал четки. Но заметив, что кто-то списывает, он отпускал в его сторону тонкие безобидные шутки. Удивительно, но он шутил так, что его понимали все, кроме самого списывающего, тот лишь подозревал, что это из-за него. У учителя математики никогда не было «любимчиков», поэтому все могли быть предметом его шутки, если заслужить. Никто не любил оказываться на таком месте, поэтому никто не рисковал.

Харлампий Диогенович нисколько не подрывал детскую самооценку, таким необычным и веселым образом он лишь показывал, как смешно выглядит необученный и недисциплинированный человек. И это была самая большая мотивация для учеников – не быть предметом насмешек. Но тем не менее, именно шутки в их сторону закаляли характер, учили относиться с юмором к самому себе.

2 вариант

Учителя бывают разные. Одни используют метод «кнута», вторые наоборот, довольно лояльно относятся к своим ученикам. Некоторые из них стараются ругать учащихся за проступки, при этом выбирая не самые подходящие выражения. Есть и такие, кто старается не обращать внимания на дисциплинарные недочеты, которые происходят на занятиях. Однако этого не скажешь про Харлампия Диогеновича – учителя из рассказа Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Будучи преподавателем математики, он не привык ругать своих учеников, читать им нотации, выгонять за шалости. За место этого использует довольно оригинальный способ сохранить хорошую дисциплину в классе – он остро шутит над тем учащимся, который мешает ему проводить занятие, тем самым высмеивая его перед остальными ребятами. Это довольно мудрый способ сохранить правильную атмосферу занятия, ведь никому не хочется быть опозоренным перед своими товарищами. Об этом методе в работе учителя мы узнаем от героя, от лица которого и ведется повествование в данной повести.

Однажды произошла ситуация, в которой главный герой пришел абсолютно неподготовленным к уроку – он не выполнил домашнее задание, и хотя он и мог спросить совета у ребят, которые привыкли учиться хорошо, он решает этого не делать. В этот момент в их класс заглянула медсестра с помощником, по ошибке подумав, что именно в эту аудиторию и необходимо было зайти. Мальчик, которому подвернулся удачный момент, использует его весьма прекрасно – он убеждает медицинский персонал в том, что именно сейчас очередь их класса делать прививку. И его задумка срабатывает – весь класс отправляется в медпункт для соответствующих мероприятий. После окончания процедур, все дети возвращаются на урок Харлампия Диогеновича, который начинает рассказывать исторические рассказы про Древнюю Грецию, в том числе о тринадцатом «подвиге» Геракла, при этом говоря, что один юноша хотел выполнить тринадцатый подвиг великого героя не от смелости, а наоборот, от страха. И читателю становится понятно, что учитель имеет ввиду рассказчика. Затем он вызывает мальчика к доске, над которым начинает смеяться весь класс. Именно с этого момента отношение главного героя кардинально меняется, и он начинает учиться с усердием.

Таким образом, можно сказать, что учитель проявил мудрость и стойкость, при этом вызвав на уроке комичную ситуацию, в которой обрелась мораль для главного героя и пришло понимание того, что с этим преподавателем лучше иметь дружеские отношения.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика учителя Харлампия Диогеновича

Характеристика учителя Харлампия Диогеновича

Популярные сегодня темы