Образ Петербурга в литературе 19 века

Петербург - один из крупных городов России, оказавший значительное влияние на русскую историю, общественную жизнь. Он оказывал влияние и на деятелей литературы - в своих произведениях к образу Петербурга обращались многие писатели и поэты.

Так, творчество А. С. Пушкина неразрывно связано с образом Петербурга. К этому образу он обращался в разные периоды своего творчества, образ Петербурга прослеживается во многих его произведениях. Например, во вступлении к "Медному всаднику" поэт воспевает Петра I, описывает то, как рождался город.

Пушкин обращается к образу Петербурга и в прозе, при этом описывая город с особой точностью. Так, например, в "Пиковой даме" улицы, части города описаны так детально, что читатель мог бы отыскать самостоятельно места, в которых оказались герои Пушкина.

Образ Петербурга прослеживается и в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт стал свидетелем изменений облика города. Петербург становился более капитализированным, строились фабрики, заводы, по соседству с дворянскими особняками возникали многоквартирные дома.

Примечательно то, что Некрасов показал не только красивые места города, не только его блеск и красоту, но и окраины, и тёмные подвалы. В произведениях Некрасова противопоставляются два мира Петербурга - нищие и аристократы, обитатели дворянских особняков и люди из тёмных и сырых подвалов.

Можно сказать, что Петербург Некрасова - явление, принципиально новое для русской литературы. В то время как другие литературные деятели в своих произведениях описывали красоту, роскошь города, Некрасов обращался к тяжёлой жизни бедняков и нищеты.

К петербургской теме в своих произведениях обращается и Н. В. Гоголь. У писателя есть даже цикл петербургских повестей. Гоголевский Петербург - это царство, в котором "маленький человек" может исчезнуть без следа, мир роскоши, мир власти, мир, в котором господствуют чины.

Гоголь видел внутренний, скрытый от многих, мир Петербурга. И этот мир он смог передать в своих произведениях.

Ф. М. Достоевский также стал одним из писателей, которые описывали Петербург и его жизнь в своих книгах. Как и Гоголь, Достоевский смог вникнуть во внутренний мир Петербурга, смог понять, как город может влиять на человеческую душу. Так, Свидригайлов, один из героев романов Достоевского, выразил следующую мысль: " редко где найдётся столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге."

"Преступление и наказание" стал одним из самых наиболее тесно связанных с Петербургом романом писателя. Здесь Достоевский изобразил тесные комнаты бедняков, и душные полицейские конторы, трактиры и чёрные лестницы. В "Преступлении и наказании" Петербург словно душит, давит на главного героя, это город с тесными улочками, дворами-колодцами.

Таким образом, можно сказать, что образ Петербурга нашёл своё место в произведениях многих писателей. Для них Петербург стал фантастическим городом, где может случиться многое.

2 вариант

В XIX веке многие писатели стали много внимания уделять столице России — Санкт-Петербургу. Город со дня своего основания имел особый смысл в сознании людей. Это был знак новой эпохи, периода будущего страны. В большей мере это было обусловлено тем, что Санкт-Петербург соединял Россию и Европу, где создавались самые передовые технологии, формировались философские и идейные течения, складывались культурные направления.

Поэма Александра Пушкина «Медный всадник» — это своего рода гимн Петру I и Петербургу. Автор восхищается архитектурой, природой города, которые своей таинственностью располагают к творчеству. Но тем не менее, Санкт-Петербург — город противоречивый. Он противостоит провинциальным городам, но даже дело не в этом. В самой столице существует огромный контраст со стороны социальной сферы. Но тема социальной стратификации Санкт-Петербурга раскрывается уже в творчестве Гоголя.

У автора есть целый цикл повестей, которые он назвал «петербургскими». В отличие от Пушкина Николай Гоголь не отдает такого большого значения архитектуре города и природе. Стоит сказать, что в его произведениях порой вообще нет описаний города, но есть описание его жителей.

В повести «Шинель» Санкт-Петербург восстает городом серым, однотипным. Можно сказать, даже городом мелких чиновников. Главным действующем лицом в Петербурге является мороз, который беспощаден по отношению к каждому жителю города. Он решает и судьбу Акакия Акакиевича. Из-за ветра его шинель порвалась, из-за ветра он простудился и умер.

Для Николая Гоголя Петербург — непростой город. Это роковое место, которое вмешивается в жизнь человека против его воли.

Уже нечто другое можно увидеть в творчестве Некрасова. Для поэта столица — это символ юношеской пылкости. Здесь много возможностей реализовать себя для молодых людей. Многие провинциалы мечтают попасть в Петербург, так как провинция убивает их талант. Однако, в столице не только много возможностей, но и много соблазнов. Таким образом, погубить человека может не только провинциальная жизнь, но и столичная.

В творчестве поэта Петербург — это то место, где можно проявить свою гражданскую активность, но далеко не у всех это получается.

Для писателей XIX характерно разное прочтение Петербурга, но есть и общие черты. Все они считали столицу непростым, жестким, суровым городом, который активно участвует в жизни человека и влияет на его дальнейшую жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Петербурга в литературе 19 века

Образ Петербурга в литературе 19 века

Популярные сегодня темы