Образ Петербурга оставил глубокий след в русской литературе. Во все времена он привлекал многих наших писателей и художников своей неповторимостью и противоречивостью. Больше всего упоминаний о нем можно встретить в произведениях прозаиков XIX века.
Петербург - город контрастов. Для одних литераторов это место собрания униженных и оскорбленных, для других объединение светского общества и высшей аристократии. Это город, в котором происходит противостояние мира величественных дворцов, парадных подъездов, таинственных садов грязным зловонным улицам и проспектам, где царит нищета, пьянство и распутство.
Петербург зачастую играет роль не только фона, где разворачиваются основные события произведений, но и полноценного героя, постоянно взаимодействующего с другими персонажами, и каждому предрекая свою судьбу.
Так А.С. Пушкин видит Петербург со светлой стороны, так как здесь он провёл большую часть своей жизни. В его произведениях город несёт миротворную, благословенную надежду на будущее. Для самого писателя он является отражением целой эпохи и символизирует величие Российской империи.
Гоголевская же Северная столица полностью противоречива. Она таит в себе мир полный темной мистики и безрассудия. Его Петербург безжалостный, холодный. Он не оставляет шанса своим жителям; "маленькие люди" утопают в нищете и несправедливости.
Для Анны Ахматовой Петербург образ, с которым связаны самые яркие переживания и жизненные впечатления. Поэтесса представляет город во всей величественной красоте. Как у Пушкина ее Петербург полон противоречий: он холодный, трагичный, жестокий, но при этом величавый и пёстрый. В нем, по ее мнению, возможна только неразделенная любовь.
У Николая Некрасова Петербург обширный и великолепный город. Здесь работали лучшие архитекторы, благодаря которым выстроены изумительные дворцы, неповторимые ансамбли, роскошные зеленые парки. В своих произведениях поэт восхвалял только непревзойдённую красоту северной столицы.
Исходя из мнений разных прозаиков, Петербург может показывать себя с совершенно разных сторон. Его образ в лирических произведениях двойственный: от блестящей столицы до несчастного города, возведенного на костях крепостных.
Петербург в русской литературе является значащим, несмотря на всю свою тёмную характеристику, несёт историческую ценность и достояние для России.
Начиная с 19 века писатели и поэты все чаще обращаются к теме города в произведениях. Наиболее часто классики обращались к образу Петербурга, столицы Российской Империи. Петербург, хранящий в себе тайны персонажей, нередко и сам становится героем романа или повести. Его образ в русской литературе – один из самых ярких образов. К теме этого города обращались чуть ли не все авторы, среди которых и А.С. Пушкин, и Н.В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский и многие другие. Они воспринимали город не просто как место нахождения, а более глубоко – как живой организм со своими мыслями и чувствами.
В творчестве Пушкина Петербург предстает пышным городом контрастов. Впервые образ Петербурга встречается в романе «Евгений Онегин», где с любовью описывает город роскошных балов, шумных улиц и театров. Иным Петербург предстает в повести «Медный всадник», в которой разворачивается конфликт государства и личности. Здесь Петербург – это богатая европейская столица, враждебная для «маленького человека».
Схожий образ Петербурга рисует Н.В. Гоголь в повести «Шинель». Город «поедает» маленьких людей, в нем они пропадают бесследно. Мечты маленького человека о Петербурге озвучивает Хлестаков в пьесе «Ревизор». Здесь Петербург – город чинопочитания, невообразимой роскоши, наживы.
Настоящим певцом Петербурга по праву можно считать Ф.М. Достоевского. Образ города играет значительную роль и иногда даже становится героем произведения. Петербург Достоевского – это город униженных и оскорбленных, преступников и жертв. В романе «Преступление и наказание» вместе с городом постоянно присутствует запах гнили, цветущего болота, желтый цвет, вгоняющий в сумасшествие. Город давит на жителей серым небом и низкими облаками, не дает вздохнуть из-за духоты и жары. Удушающая атмосфера становится двигателем теории Раскольникова и наталкивает его на мысли о преступлении.
Образ Петербурга сложен, многолик и неповторим. Только изучив разные точки зрения на образ города мы сможем понять все многообразие Петербурга. Этот город создавали простые рабочие, затапливая болото, архитекторы, разрабатывая проекты роскошных зданий, писатели, используя точное слово для его описания. Сюда стремились из каждого уголка света, поэтому тема Петербурга стала популярной в русской литературе XIX века. Тема Петербурга относится к разряду вечных тем в русской литературе.
Образ Петербурга в русской литературе является одним из наиболее ярких и многогранных. Столица России, основанная Петром I в начале XVIII века, стала не только культурным и экономическим центром страны, но и символом ее судьбы.
В русской литературе Петербург выступает как главный герой многих произведений: от "Бедных людей" Достоевского до "Мастера и Маргариты" Булгакова. В этих произведениях Петербург описывается как гигантский, живой и сложный город, полный противоречий и тайн.
Петербург часто представлен как символ разложения общества, место, где правят коррупция, безнравственность и бесправие. В то же время он является местом, где рождаются новые идеи и движения, где свершаются большие исторические перемены.
Также Петербург в литературе ассоциируется с определенной атмосферой, которую создают его улицы, мосты, дворы и здания. В произведениях о Петербурге можно чувствовать его духовное наследие, богатую культуру и традиции.
Таким образом, образ Петербурга в русской литературе имеет множество значений и интерпретаций, и все они являются важными элементами российской культуры и истории.
Если говорить о том, что именно автор хотел вложить в данное произведение, то стоит отметить то, что глубокого смысла и философских значений в нем действительно хватает. Для этого достаточно вспомнить моменты
Повествование начинается с того, как «маленький, чрезвычайно тощий мужичонок в пестрядинной рубахе и латаных портах» предстает перед судьей. Имя обвиняемого и, соответственно, главного героя рассказа - Денис Григорьев
Человек и закон - это два понятия, которые тесно связаны между собой. Закон является основой правового государства, гарантирующего защиту прав и свобод человека. Он устанавливает правила поведения для людей и организаций
Эта картина нравится мне своими цветами, но немного не нравится тем, что нарисовано. А так самую большую часть картины занимает небо – очень красивое.
Калининград – это не только мой родной город, но и город, который меня бесконечно вдохновляет и удивляет. Я люблю в моем городе все: начиная с переменчивой погоды Балтики, сильного ветра и особенно яркого солнца
Настя – один из главных женских образов в пьесе М. Горького «На дне». Она живет с другими жителями в ночлежке. Несмотря на то, что она проститутка и грешная женщина, она все равно, как и все барышни, мечтает о чистой