Русская классическая литература всегда отличалась глубоким психологизмом. Писатели и поэты «золотого века» всегда стремились понять душу человека, разобраться в человеческой натуре, понять причины совершаемых людьми поступков и т.д. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов умели так точно и ясно передавать истинные мотивы героев, их тайные желания, черты характера, что не возникало никаких сомнений в реальном существовании данных персонажей и в том, что происходило на страницах литературных произведений.
Особое внимание в литературе 19 века уделяется внутреннему миру «маленького человека». В рассказах, повестях и романах проводится глубокий анализ жизни таких людей, их мыслей, чувств и проблем. Одним из таких авторов является Ф.М.Достоевский. Писатель посвятил множество своих произведений проблеме «маленького человека».
Например, очень ярко данная особенность проявляется в повести «Белые ночи». Главный герой – влюбленный молодой человек, относящийся к разряду «мечтателей». Он влюблен в девушку Настеньку, и в рассказах о себе говорит, что в мыслях он живет яркой насыщенной жизнью, хотя на самом деле тяготится службой и пытается уйти от жизненных проблем. Макар сентиментальный, чувствительный человек, который придерживается патриархальных и нравственных принципов. У Настеньки есть жених, но сейчас он далеко.
Вскоре жених возвращается, но увидеться с невестой не стремится. Макар принимает решение идти к нему, чтобы заступиться за девушку. Благодаря охватившему героя чувству любви, раскрываются все его положительные и отрицательные качества. С одной стороны, читатель видит благородство Макара, его самоотверженность, но с другой стороны, наружу выходят такие неприятные черты как безволие и малодушие. Герой живет в мире своих иллюзий, а развязка романа – лишь подтверждение тому. К девушке возвращается жених, а «мечтатель», как и раньше, остается одинок. Тем не менее, Макар счастлив за те минуты счастья, что подарила ему возлюбленная. Их, по его словам, хватило бы и на всю жизнь…
У А.П.Чехова представлен целый ряд произведений, где писатель живо интересуется феноменом «маленького человека». Взять, к примеру, рассказ «Тоска», в котором главный герой, простой деревенский мужик Иона, зарабатывает тем, что возит хлеб. Несмотря на свою «примитивность» человек этот способен глубоко чувствовать, страдать и переживать из-за бессмысленности своего пребывания на этом свете и того одиночества, которым наполнена вся его жизнь. Единственным близким другом, которому герой может излить свою душу, оказывается лошадь.
Таким образом, внутренняя жизнь «маленького человека» является одной из самых ярких и востребованных тем для психологического и философского анализа в литературных произведениях 19 века. Авторы показывают читателям, что у «маленького человека» тоже есть душа, что он способен чувствовать, радоваться и страдать, как и все остальные люди. Через такие сильные эмоции как любовь и горе писатели раскрывают внутренний мир своих героев, обнажая их истинные мотивы, показывая их отношение к жизни.
Большинство литературных произведений писателей-классиков направлены на глубокий психологический анализ человека. В 19 веке обострилась актуальность раскрытия человеческой души, когда А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и т.д. – все писали о внутренних чувствах, переживаниях героев. В этот период стал распространяться образ «маленького человека» в произведениях.
По сути, «маленький человек» – это метафоричное название для небольшого помещика, который просто плывёт по течению жизни. Он не ищет повышения в карьере, высокого дохода, не стремиться к свершениям. Для него главной целью в жизни является тихая семейная жизнь.
Во многих произведениях встречается такой герой. У А.П. Чехова появляется целый сборник таких рассказов, в который вошли произведения «Крыжовник», «Человек в футляре», «Душечка», «Тоска». На примере последнего можно чётко увидеть глубокий психологический анализ такого образа. Главным героем рассказа является извозчик Иона, который работает за кусок хлеба. В каждом своём пассажире он пытается найти собеседника, но люди слишком эгоистичны, чтобы услышать его и попытаться понять. Читатель узнаёт, что у него умер сын, и это событие подкосило героя. Такое безразличие он встречает только в высшем сословии. После перевозок он останавливается, придаётся тоске ненадолго, а затем снова отправляется в путь. В конце концов Иона находит собеседника только в лошади – надёжного и близкого друга, который точно не перебьёт и выслушает.
Также такой персонаж есть у М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени». Максим Максимыч – очень простой, но добрый человек с широкой душой, работающий штабс-капитаном. Он верил в близкую дружбу с Печориным, но его холодный приезд только больно задел его.
Ещё одним примером может быть Акакий Акакиевич из рассказа Н.В. Гоголя «Шинель». Главный герой копил на шинель, а после покупки радовался как ребёнок. В конце он стал жертвой людской жестокости и безразличия, от чего и умер.
Таким образом можно сделать вывод, что в литературе 19 века преобладал образ «маленького человека». Писатели хотели показать, что и простой человек может сопереживать, испытывать глубокие чувства.
Вообще, литература этой эпохи как раз и характеризуется тем, что стали писатели и поэты интересоваться внутренним миром своих героев. Раньше, как я понимаю, злодей был злодеем, а тут герои, не только внешние события, становятся объектами повествования.
Если герой и зол (добр, ленив и так далее), то писатель старается понять, почему так. Приходит в литературу психологизм. (Тут сразу вспоминаются произведения Льва Толстого со всем этим потоком сознания на много страниц.) Писатели показывают мысли героев, их мотивы. И даже добрые герои оказываются не такими уж однозначными. (Например, Штольц у Гончарова – вроде бы и хороший, активный человек, но закладывает писатель и сомнения непогрешимости этого героя.)
Важнейший писатель эпохи – Достоевский, конечно. Так у него в центре «Преступления и наказания» - мысли преступника, который задал себе вечный вопрос. Герой убил не из-за денег, по факту, не из злости, а из своих философских рассуждений… Вот так мысли героя (и в принципе, человека) совсем не отвлеченные, они могут привести к реальным событиям, повлиять на мир. Нельзя было больше оставлять их «за скобками».
Ещё я думаю, что в литературе этого века появилось много «странных» героев. Я намекнул на Раскольникова, Обломова… Но важны также Онегин у Пушкина, Печорин у Лермонтова, Чичиков у Гоголя. Первый, стал символом скучающего дворянина, интеллигента, который сам рушит свою жизнь. Второй же, продолжая эту тему, ещё меньше понимает себя. То есть Онегин что-то делает, верит в свою правоту, но после раскаивается, а Печорин делает даже ужасные вещи, всё понимает, но только не понимает самого себя. И он уже ничего не чувствует, становится совсем эгоистом. А вот Чичиков на фоне таких дворян делает своё дело. Он смеётся над «отжившими» героями, ищет материальную выгоду.
За целый век, конечно, происходит эволюция героев. Например, в пьесах Островского они немного похожи на маски, но всё-таки страдают, сомневаются. В пьесах Чехова герои просто состоят из сомнений, противоречий. В первом случае внутренний мир персонажей может что-то пояснить в пьесе, а во втором он просто намного важней того, что на сцене происходит. Герои часто обмениваются фразами о погоде, но только их монологи, полные чувств и рассуждений, раскрывают их.
Но я понимаю, что дальше этот психологизм читателям надоел. Уже не хочется углубляться в рассуждения героя. Опять важней сюжет, хоть и сюрреалистичный.
Трагедия Пушкина «Борис Годунов» является самой загадочной историей и самой сложной как для читателя, так для различных критиков. Многие люди, которые пытались снять фильм, по этой трагедии
Капелька падала! Сила притяжения заставляла нестись ее с огромной скоростью к Земле. Неспокойная атмосфера швыряла Капельку из стороны в сторону, пытаясь разорвать на части.
Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность
Как известно, слово – основная единица языка. Только людям свойственно общаться с помощью слов. Это уникальная возможность, позволяющая вести диалог, высказывать свою точку зрения
Два русских писателя – Бунин и Куприн, относятся к первой половине 20 века. Их общей темой произведения была любовь. Их произведения заставляли, и до сих пор заставляют, полностью погрузиться в содержание
Увлекательная история, которая произошла однажды с мальчиком по имени Миша в произведении Владимира Федоровича Одоевского «Город в табакерке», стала для самого героя важным уроком в жизни.