Сочинение по произведению Уроки французского Распутина (6 класс)

В русской прозе о послевоенном детстве много автобиографических произведений. К ним можно отнести и данный рассказ, основанный на личных воспоминаниях и переживаниях автора.

Центральный образ мальчика-подростка с первых страниц вызывает у читателей сопереживание и уважение к его мечте выучиться, чтобы стать в жизни кем-то значимым. Даже его мать, воспитывающая троих детей без мужа, готова многим пожертвовать, чтобы открыть сыну путь к свету науки. Её уверенность в том, что усилия не будут напрасны, основана и на похвальных отзывах односельчан о её мальчике.

Отправленный в город  к тётке, подросток столкнулся с жестоким миром выживания в борьбе с озлобившимися подростками, усвоившими закон улицы, по которому прав сильнейший. Игры на пустыре ради выигрыша хотя бы одного рубля дорого стоили мальчику: его жестоко избили. Но он не унизился перед малолетними мошенниками, а в школе стоически молчал о причине своих ссадин и синяков.

 А дома у тётки – такая же безысходность. Её дети воруют продукты, присылаемые матерью из деревни. И пожаловаться некому – тётка тоже без мужа бедствует со своими детьми. Живущий на грани голодных обмороков, герой мечтает лишь о стакане молока в день, видя в нём спасение от голода и подкрадывающейся болезни.

То, что при этом герой хорошо учится, говорит о его стойкости и целеустремлённости. Однако его силы малы и, очевидно, горький опыт повседневной борьбы был ему не по плечу. Он привёл бы к невосполнимым моральным потерям: утрате веры в людей и человеческое добро.

Но писатель убеждает нас: помощь всегда придёт, и отчаянье отступит. Способного, но погибающего от голода в чужом холодном городе подростка спасает учительница Лидия Михайловна, преподающая французский язык и ведущая классное руководство в его 5 классе.

Она делает всё, что в её силах, чтобы её ученик выжил и мог учиться дальше .

Придумав дополнительные занятия французским у себя дома,  героиня после них кормит ученика ужином. Не в силах преодолеть его стеснительность,  Лидия Михайловна нашла ещё один способ поддержки - прислать по почте посылку. В неё она аккуратно уложила макароны, сахар кусками и гематоген.

Печальное и смешное сочетаются  в  сцене, когда мальчишка выговаривает недальновидной учительнице, что её хитрость раскрыта. Но и после «разоблачения» она не сдаётся.  Вторая попытка  - дать ученику выиграть деньги, играя с ним в замеряшки, - привела к её увольнению с работы.

Пройдут годы, и герой поймёт истинный смысл домашних уроков Лидии Михайловны по обучению французскому произношению. Наряду с ними учительница преподала другой, более важный урок – человеческого милосердия, доброты и любви, которая всегда жертвенна.

2 вариант

После прочтения любого рассказа самый закономерный вопрос — о чем он? В случае с «Уроками французского» однозначный ответ дать сложно. Он о жизни, которая иногда может быть тяжелой, о добре и зле, о людях.

Главный герой рассказа — одиннадцатилетний мальчик, который в одиночестве переезжает в город, чтобы поступить в школу. Сегодня не каждому взрослому под силу такой поступок.

Время, в которое происходит действие рассказа очень тяжелое. Недавно закончилась война, голод, нищета. Мама присылает герою еду из дома, но она быстро заканчивается и, чтобы выживать, он играет в азартные игры на деньги. В этом, как и во многом другом, есть двойной смысл. С одной стороны, азартные игры, безусловно, плохая привычка. Но с другой — герой на выигранные деньги покупает себе молоко, которое необходимо ему по состоянию здоровья. Как можно его в этом упрекнуть?

Так же и с поступком Лидии Михайловны. Всем сердцем она хочет помочь нуждающемуся ученику. Прямую помощь он отвергает. Что остается учительницы, кроме как в форме игры передавать ему деньги. Лучше так, чем на пустыре с хулиганами, думает она. С точки зрения педагогики — это полный провал. Но по-человечески никому не придет в голову осуждать ее. Молодая учительница прекрасно понимала, чем это ей грозит в случае, если кто-то узнает. Но она полностью осознанно пошла на этот шаг, потому что не могла оставаться в стороне. Она не из тех, кто молча наблюдал бы, как чья-то жизнь катится под откос, и сделала то, что считала правильным.

Не можем мы полностью осудить и директора, который уволил Лидию Михайловну. Скорее всего, он понимал, почему она это сделала. Но если о ситуации узнал бы еще кто-то, то она могла пострадать еще сильнее.

В рассказе мы видим, как разные люди по-разному ведут себя, когда сталкиваются с трудностями. Рассказчик всегда стремится поступать по-совести и отстаивать свою точку зрения, даже когда за нее приходится расплачиваться синяками и ссадинами. Он привык обходиться своими силами и не терпит жалости и сочувствия. Поэтому с таким гневом отвергает посылку Лидии Михайловны.

Почему же рассказ «Уроки французского» получил такое название? Действительно, у героя были проблемы с изучением этого языка, а затем это стало предлогом для учительницы, которая хотела ему помочь. Мы вместе с героем действительно получаем уроки. Уроки доброты, неравнодушия, самопожертвования. Это не менее важно, чем изучение иностранных языков.

Доброта и жестокость в произведении

Доброта заключается в некоторых главных героях, которые имеются в произведении. А если быть точным, то это учительница французского языка, а также мальчика. Он всегда старался сделать так, чтобы всем окружающим его людям было хорошо и комфортно. Он никогда никого не обманывал и поступал так, подскажет сердце.

А всему он научился у своей матери, которая старается сделать для своего ребенка все, что возможно, хотя денег у них практически нет. Порой ей приходилось отдавать ему последние деньги, а самой голодать, но чего не сделаешь ради единственного сына.

Она понимала и видела, что ее сыну очень тяжело живется и помочь она ему могла только деньгами. А совсем недавно она узнала о том, что ее сын играет с другими ребятами в карты на деньги. Конечно, запретить ничего мать ему не могла, но свою точку зрения высказала. Вот только парень ее не послушал и продолжал свои игры. Однажды за игрой их застала учительница французского языка. Она сделала вид, что ничего не заметила, а когда они остались наедине с парнем, то предложила свою помощь не только в учебе, но и в решении сложных решений.

Вот только парень совсем не хотел ни от кого зависеть и поэтому сразу же отказался. Но женщина все поняла и решила пойти совсем другим путем, но все равно сделать все для того чтобы ему помочь. Один раз она отправила ему целую тарелку круглой картошки, а все, потому что мать не всегда может накормить и поэтому картошка нашему главному герою порой бывает в диковинку.

А на следующий день учительница предложила ему играть с ней в карты на деньги. Конечно, учительница хорошо умела играть, но ради мальчика она решила просто поддаваться и платить мальчику.

Конечно, такой момент можно считать незаконным и директор должен запретить и даже наказать учительницу и пригрозить мальчику. Но ведь здесь существует еще и человечность, которая должна выступать и проявляться в первую очередь. Ведь не всем удается жить хорошо и в меру своих возможностей, а учительница ничего плохого не сделала, а наоборот помогала во всем мальчику.

Также здесь существуют и отрицательные герои, которые постоянно всех обманывали и делали все для того чтобы добиться своей цели, а в данной ситуации им нужны были только деньги и больше ничего. К таким героям относится Вадик. Именно они и играли с нашим главным героем, и им не нравилось, что он выигрывает, а они проигрывают деньги. И тогда они решили просто избить парня и забрать все, что он нес домой.

Сочинение Отцы и дети в Уроках французского

Крайне важную и можно сказать, что вечную проблему, поднимает в своем произведении Распутин. Он показывает то, насколько тяжело взаимодействовать представителям различных поколений друг с другом. Отцы и дети постоянно конфликтуют в данном произведении между собой, и это совершенно неудивительно, ведь возрастное различие между ними составляет более десятка лет. За такой период, обычно происходит резкая смена взглядов и интересов, и старое поколение уже перестает понимать молодое. Автор хотел показать, что даже, идя на компромиссы, и стараясь сглаживать почти что все конфликты, многие вопросы остаются неразрешенными только из-за невозможности объяснить представителям других поколений свою точку зрения.

Для начала можно рассмотреть близких людей главного героя. Его мама, у которой всего было трое детей, желала им самого лучшего существования, однако не имела больших возможностей для реализации своих планов. Даже несмотря на то, что мать сама нуждалась в финансовых средствах, она продолжала думать о своем сыне, который жил далеко от нее, и высылала ему денежную помощь по мере своих возможностей. Она старалась делать ему посылки, в которые клала продукты, и очень переживала, если часть от этих продуктов забирала тетя. Основной персонаж имеет очень хорошие отношения с мамой, он ждет встречи с ней, любит и заботится об этом родном человеке.

Далее хочется сказать про учительницу героя. Когда учительница по французскому языку понимает, что у мальчика есть некоторые речевые проблемы, то абсолютно бескорыстно, предлагает ему свою помощь, после которой у мальчика наблюдается заметный прогресс. Учительница и далее остается неравнодушной к судьбе данного человека. Понимая то, что мальчик живет вдали от своей мамы, с теткой, которой практически нету дела до его жизни, учительнице становится крайне жаль мальчика. Также, главный персонаж с раннего возраста ищет способы заработка финансовых средств, так как он голодает, и просто хочет лучше питаться. Учительница заботится о мальчике, помогает ему продуктами, однако он не всегда принимает их, так как ему делать это неловко и неудобно. Тогда учительница идет на небольшую хитрость, и решает поддаться мальчику в карточной игре на деньги, чтобы оказать ему материальную помощь. В этот момент их застал директор учреждения, и из-за этой ситуации, учительнице пришлось уехать в свой город. Здесь, как-раз показывается сильное непонимание со стороны директора.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Уроки французского

По произведению Уроки французского

Популярные сегодня темы