Большую роль в «Слове о полку Игореве» играет природа. Она оттеняет настроение героев, создает особые чувства, помогает решить жизненные вопросы.
Славяне были язычниками и проявляли особое отношение к природе. Они не только обожествляли ее силы и явления, но и считали, что она мудрее человека и способна помочь ему что-то решить, сделать. Нельзя идти против природы, она сильнее, ее надо уважать и любить — так думали славяне.
В самом начале своего похода Князь Игорь становится свидетелем солнечного затмения, которое было плохим знаком. Считалось, что это сулит проигрыш, поражение, горе. Однако, Игорь решил, что он мудрее природы, а поэтому ее знаки ничего не значат для него. Это мнение, бесспорно, было большой ошибкой. Князь сам и поплатился за это.
Когда Игорь попал в плен и бежал из него, неизвестный автор сравнивает его с животными и птицами. Для «Слова о полку Игореве» в целом характерны исчерпывающие описания степной природы и зверей. Игоря сравнивают с соколом, уткой, белкой. Есть и сравнение его со стихией, ветром. Этот момент подчеркивает его могущество и превосходство над остальным, его избранность. Сравниваются с животными и другие персонажи: монгольский хан, Боян.
В эпизоде известном как «плач Ярославны» встречается много описаний реки Дунай. Река — символ быстротечности времени, знак чистоты и искренности, мудрости и интеллекта. Описывается спокойное и ровное течение реки, которое оттеняет тихую грусть женщины по своему супругу, ее переживания.
Природа в произведении выступает не просто как одна из частей окружающего мира, но и как покровительница человека, его защитница. Она помогает спасаться людям, защищать Отечество.
Бесспорно, природа играет также роль сближающего элемента. Славяне были разрознены и каждый боролся за судьбу своего удельного княжества. Это неправильно, и природа помогает это человеку понять. Как? Ее красота и величественное спокойствие сближают людей, ее знаки и символы дают людям новые знания, она помогает справляться с бедами.
По большей части в «Слово о полку Игореве» нет статичного пейзажа. Природные стихии всегда сменяют друг друга. Она, подобно человеку, не стоит на месте, а постоянно движется вперед. Человек чувствует это и не хочет уступать. Он, смотря на природу, также начинает применять активные действия и трудиться, бороться за свободу и независимость, жизнь и процветания Руси.
«Слово о полку Игореве» - достояние русской литературы, написанное очевидцем происходящих событий. Посвящено оно историческому событию: походу в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря против половцев.
Особое место занимает в произведении природа, она одно из действующих лиц, и автор – гениальный мастер в ее изображении. Природа в «Слове» одухотворена, через нее передаются все человеческие переживания. По описанию животных и птиц видно, что автор хорошо знает степную природу Руси.
Действие «Слова» происходит на фоне природы. Во время выступления дружины князя Игоря в поход происходит солнечное затмение как предвестник печальных событий, но князь не изменяет своего решения. Его войско продолжает свой путь. Природа пытается вернуть Игоря назад, домой, и спасти таким образом жизни людей: кричат птицы и звери, шумят деревья, бушует ветер. Но князь не прислушивается к совету природы и продолжает поход.
В первом сражении русское войско разгромило половцев, и воины, окрыленные победой, расположились на отдых в степи. Перед решающим сражением меркнет солнце, гудит земля, все небо затянуло тучами – войско оказывается в полнейшем мраке. Всё это предвещает бедствие. А когда русские воины повержены, природа опечалена, она грустит: поникли травы в степи, деревья приклонили ветви. И вся Русь оплакивает погибших.
Не смолкает плач и в Путивле. Ярославна, жена князя Игоря, обращаясь к Ветру и Солнцу, упрекает их в том, что не помогли они русским воинам, не защитили их от стрел половецких. Понимая, что погибших не вернуть назад, она просит Днепр сохранить ее мужа, который находится в плену. И природа не карает Игоря за непослушание, а приходит ему на помощь.
В ночь, когда князь бежит из плена, стоит глубокая тишина, а дятлы стуком указывают ему дорогу домой. Река Донец прячет Игоря, чтобы он не попался в руки половцев. О приближении людей беглецу сообщают гоголи (утки) и чайки. И когда Игорь появляется на Руси, выглядывает солнце, все расцветает, оживает, поёт – природа радуется его возвращению. Князь благодарит реку Донец за теплый прием.
Таким образом, мы видим, что природа в «Слове» выступает не просто фоном, а тесно связана с жизнью героев и их поступками. Описание обширных просторов Руси раскрывает красоту, мощь русской души и стремление к освобождению родной земли от посягательств врагов.
Во многих литературных произведениях природа статична, постоянна. Она часто вводится в текст с целью создать для описываемых событий фон или подходящую атмосферу, показать внутренний мир действующих лиц, – словом, природа занимает второстепенную, поддерживающую роль.
Совсем иное место отводится ей в «Слове о полку Игореве». Тут природа динамична, постоянно преобразуется в движении, действует наравне с героями, влияет на них и направляет их действия, активно вмешиваясь в происходящее. В целом, для средневековой литературы характерно описание природы через её изменения. Однако масштабы, которые она занимает в повествовании «Слова», исключительны. Природа становится отдельным героем произведения. Её описание гиперболизировано, лирично, удивительно живо. Оно охватывает огромные территории, но при этом остаётся целостным и органично вплетается в текст.
Образ русской природы возникает в произведении с самых первых сцен, где речь идёт о предзнаменованиях. Когда князь выдвигается в поход, происходит солнечное затмение, поднимается ветер, появляются чёрные тучи, мутные реки текут. Большое внимание уделяется беспокойному поведению зверей и птиц, существовавших, без сомнения, на землях Древней Руси. Природа предостерегает о плохих предзнаменованиях, пытается остановить поход самонадеянного князя на половцев, вернуть людей в родные земли. Но несмотря на то, что всё вокруг пронизано тревожным ожиданием беды, герой хочет верить в свою исключительность. Игорь глух к голосу природы.
Ко времени роковой битвы солнце уже полностью скрыто за тучами, тьма поглощает княжескую дружину. В тексте «Слова» возникает параллель между грозой и судьбой людей, обречённых на гибель в битве. Проходит битва, спадает напряжение природы и возникает новая параллель. Одновременно о судьбе погибших и пленённых солдат вместе с матерью-природой горюет и княжна Ярославна. Она обращается к ветру, Днепру и солнцу и не может найти утешения. Природа увядает, чахнет от безутешного горя русского народа.
Наконец, князь Игорь бежит от половцев в родные земли. Он так торопится, что сам в своей стремительности походит на зверя или явление природы (автор сравнивает его, в том числе с волком и ветром). Сочувствующая природа помогает ему выбраться из плена и указывает путь. Так, дятлы стуком направляют его. Когда же Игорь возвращается, природа в его землях оживает.
В течение всего повествования автор показывает, как сильно связаны народ с окружающей природой, родной землёй. Она всегда приходит на помощь, пока он прислушивается, находится с ней в гармонии. Природа сочувствует своему народу, живёт и умирает вместе с ним. Образ природы в «Слове о полку Игореве» очень широк, но при этом целостен. Автор своим повествованием обращается к современнику, призывает к единению. И в своём обращении отдаёт лидирующую роль природе.
Слово о полку Игореве является одним из самых значимых источников ранней русской литературы. В этом произведении природа играет немаловажную роль, как символический образ и силуэт в фоновом плане.
Образ природы в Слове о полку Игореве выражен мощными и красочными описаниями дикой и неукротимой природы степей и лесов. Произведение начинается со слов: "Слушайте же, братие, слово прикладное, / И отважно Лады затрубим во все ветры, / Как на степи угодницы гонимые вьюгами, / Так воевода Игорь, славен был всюду". Эти строки описывают не только военный поход, но и подчеркивают силу и неудержимость стихий природы.
Природа также является символом национальной идентичности. Числительные описания длинных расстояний и контрастные цветовые переходы создают впечатление широких пространств, которые являются частью наследия и идентичности русской нации. Природа в Слове о полку Игореве символизирует культуру и традиции, которые являются неотъемлемой частью национальной ментальности.
Роль природы в произведении заключается в ее способности подчеркнуть главную тему - единство, силу и могущество русской нации. Описания природы помогают передать тонкую эмоциональность и атмосферу времени, позволяя читателю лучше понять и прочувствовать главные идеи произведения.
Природа в Слове о полку Игореве является неотъемлемой частью картины мира и символом национальной идентичности русской культуры. Описания дикой и неукротимой природы степей и лесов помогают передать атмосферу времени и главную тему произведения - единство, силу и могущество русской нации.
Произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети» не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, а причина этому – главная тема, которая является и основной сюжетной линией, которою, подобно вьюнку, обвивают побочные.
На протяжении всего существования человечества всегда имел место быть такой фактор, как жестокость. Эта тема была раскрыта во многих произведениях как русской, так и зарубежной литературы. Один из ярких примеров
1685 год — в немецком городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах. Он был восьмым ребенком в семье, все члены которой были тесно связаны с музыкой. Отец мальчика Иоганн Амброзиус Бах занимался организацией музыкальных мероприятий
Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.
Если несведущий в истории России человек посмотрит на эту громадную картину (ведь площадь её 40 кв.м.), то он сразу ничего не поймёт. Картина, по цвету, какая-то блеклая, не яркая. Ничем не привлекает.
Главный герой совершает путешествие, по пути останавливаясь провинциальных городках и деревеньках, где ему встречаются различные люди, к проблемам которых он проникается сочувствием