Русская литература второй половины 19 века (XIX века)

Литературные течения и культурные движения оказывают огромное влияние на формирование литературного процесса и развитие идеологических и эстетических принципов. XIX век в России был насыщен литературными событиями и появлением различных направлений. В этой статье мы сосредоточимся на важных аспектах литературы 1850-х - 1860-х годов и ее роли в тот период.

Одна из отличительных черт литературы "мрачного семилетия" - ее мрачный и пессимистичный характер. Писатели и поэты того времени создавали мрачные картины, изображали страдания героев, социальные несправедливости и нравственное упадок. Такая литература была пронизана трагизмом и сомнениями, и ее целью было вызвать эмоциональный отклик и заставить читателей задуматься о проблемах общества.

В 1850-х - 1860-х годах ведущими жанрами в литературе были роман, поэма и драма. Роман стал основным жанром, в котором писатели исследовали различные аспекты общественной жизни и социальные противоречия. Поэма, с другой стороны, позволяла авторам выражать свои философские идеи и размышлять о смысле жизни и человеческой судьбе. Драматургия также занимала важное место, и пьесы таких авторов, как Александр Островский, пользовались популярностью и вызывали оживленные дискуссии.

Литература 1860-х годов играла огромную роль в обществе. Она стала инструментом социальной критики и просветительства. Писатели выступали против социального неравенства, крепостного права, бюрократии и других проблем того времени. Литература оказывала сильное влияние на формирование общественного мнения и вызывала активные дискуссии в обществе.

Размежевание между писателями-«общественниками» и представителями «чистого искусства» объясняется их разными идеологическими и эстетическими взглядами. Писатели-«общественники» считали, что литература должна служить высоким целям и быть направлена на решение социальных проблем, в то время как представители «чистого искусства» уделяли больше внимания эстетике и считали, что искусство должно быть самодостаточным и независимым от политических и социальных задач.

Писатель-разночинец Николай Некрасов не вписывался ни в одно из литературных течений своего времени. Его произведения отличались уникальным стилем и подходом к реальности. Некрасов критиковал социальное неравенство и несправедливость, обращаясь к простым людям и описывая их повседневную жизнь. Он стал одним из важнейших представителей прогрессивной литературы XIX века.

Основные идеи, провозглашенные Чернышевским и Добролюбовым, были связаны с прогрессом, свободой, просвещением и самосовершенствованием человека. В своих статьях и романе "Что делать?" Чернышевский призывал к обновлению общества на основе социализма и равноправия. Добролюбов выступал за свободу слова и прессы, образование для всех классов и критиковал темные стороны российской действительности.

Применяя идеи Чернышевского и Добролюбова к пьесам Островского и произведениям Тургенева, мы видим их акцент на социальной несправедливости, нравственном упадке и необходимости перемен в обществе. Роман Чернышевского "Что делать?" стал примером романтического идеализма, связанного с общественными преобразованиями и поиском счастья в коллективной деятельности.

Сильные стороны эстетической теории Чернышевского заключаются в признании им значения искусства и литературы как инструментов просвещения и воспитания общества. Он рассматривал искусство как средство социальной трансформации и подчеркивал его эмансипационный потенциал. Однако критики Добролюбова связаны с его тенденцией упрощать идею критики, когда он склонен оценивать произведения исключительно через призму их социальной полезности и практической направленности.

Принципы "эстетической" критики Дружинина и Боткина заключались в стремлении к объективной оценке художественных произведений на основе анализа их художественной структуры и стиля. Дружинин признавал важность эстетического удовольствия и качества художественной формы, в то время как Боткин фокусировался на психологической глубине и философской значимости произведений.

Литературные течения и культурные движения XIX века оказали огромное влияние на формирование литературного процесса и развитие общества. Каждый из рассмотренных аспектов представляет собой важную главу в истории литературы, отражая идеи и проблемы своего времени. Понимание этих аспектов помогает нам глубже понять развитие литературы и ее влияние на общество.

2 вариант

Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателей, которые отважились взглянуть в творческий мир поэтов и писателей. Благодаря ей народ в свою очередь мог бороться за собственную свободу, ликвидировать террор и нищету. Историческое значение литературы просто огромно, ибо русские писатели старались для нее, создавая великолепные произведения, признающиеся с годами, веками шедеврами художественного творчества. Отличительная черта русской литературы второй половины 19 века – это, прежде всего, изощренный язык, необычные образы, превосходное сочетание неких слов, глубокие переживания и страдания героев, трудности, проблемы, которые, ставясь в том или ином произведении, обязательно решались, находились ответы.

Говоря о таком периоде, невозможно не упомянуть великого творца, преобразившего русскую литературу – Ивана Сергеевича Тургенева. Это мастер художественного слова, это чувствительный к обычным деталям человек, внимательный, образованный, а главное талантливый. Всем известен он своим творчеством: и «Рудин», и «Накануне», и «Отцы и дети», и др. Во всех собственных повестях и романах Тургенев смог выносить на бумагу тревожные свои мысли и волнующие голову вопросы, которые актуальны и популярны и по сей день. Без великолепного деятеля литература не была бы наполнена столь яркими и поражающими воображение произведениями!

Не меньшее значение в литературу внес и Чернышевский со своим романом «Что делать?». Повествует он об общественном движении, о борьбе за свободу. Произведение призывало неоднократно к революционным действиям. Несомненно, были и те, кто не мог принять роман как нечто познавательное и выдающееся, однако период разрухи, коренного перелома удалось увидеть всем читателям в произведении. И за это большое спасибо Чернышевскому.

Как можно забыть об Иване Александровиче Гончарове! Именно ему получилось показать людям разложение крепостного права! В арсенале у него лишь три произведения: всем знакомый «Обломов», популярная «Обыкновенная история», захватывающий «Обрыв», - однако столь немногим писатель вдохнул в литературу нечто новое, нарисовав живые образы чиновников, помещиков. С помощью творчества Гончарова люди открывают для себя атмосферу того времени, сталкиваются с трудностями, которые представить без книг довольно-таки сложно.

В этот период литература впустила к себя в ряды крупнейшего творческого деятеля, влияние которого на умы людей просто огромно, - Федора Михайловича Достоевского! Человек, что столкнулся с множеством преград и трагедий в жизни. Все тяготы собственной жизни изложил он в своих произведениях. Отчаянием и безысходностью полны «Бедные люди», поражение и сострадание появляются в душах читателей, когда перед глазами появляется книга «Братья Карамазовы», волнением наполнены «Записки из мертвого дома», а роман «Преступление и наказание» пугает и страшит воображение. Настолько живо и тревожно выявились на страницах книг образы, что создал Достоевский!

Обличал взяточников, нечестных людей, ненавидел либералов, лицемеров, тщеславных индивидуумов. Вызывали неприязнь у него те, кто собирал народ для собственных нужд. Человеком, который не смел терпеть подобное, был Салтыков-Щедрин – чудесный писатель, автор рассказов, что западают в самую душу. Все эмоции по поводу того периода времени отразились в его произведениях: непревзойденные «Господа Головлевы», таинственная и странная «История города Глупова». Салтыков-Щедрин собственным творчеством пытался донести всем читателям, что зажиточных людей, ханжей слишком много на планете. Они были, есть и будут. Только оставлять такой факт в стороне нельзя. Важно знакомиться с великими рассказами, повестями, анализировать, размышлять над прочитанным. Тогда и умы социумов просветлятся, жизнь станет проще.

А как же Некрасов? Николая Алексеевича забыть ни в коем случае нельзя! Почему? Это певец русского обездоленного народа, что собственными песнями, стихами успокаивал сердца людей, помогал в трудную минуту. Его творчество спасало от переживаний и стресса, потому как писал Некрасов о тяжкой судьбе народа в целом, внося в то или иное стихотворение близкое к самой душе! Кому не знать его великие стихотворения: «Кому на Руси жить хорошо», что вызвало полное доверие народа к непревзойденному писателю! А «Русские женщины» до сих пор читая, появляются слезы на глазах…

Беспрекословно, русская литература второй половины девятнадцатого века не обошлась бы без великолепного писателя, талант и вклад которого просто неописуем, он бесценен! Творческий деятель носит имя Лев Николаевич Толстой! Знаменит он своим творчеством, которое является просто-напросто вершиной всего! Чудесный писатель за собственную жизнь проводил множество духовных исканий, постоянно выявлял истину, что была всегда рядом. Это философ, который не боялся поделиться своими знаниями и опытом с читателями. Если обратиться к его потрясающему роману-эпопее «Война и мир», то становится понятно, что Толстой, кроме того, что повествует определенную линию сюжета, после этого дает краткое, может, и не краткое изложение собственных мыслей по поводу того или иного поступка героя. Творец помогает человеку, что открыл его великий труд, стать чуточку духовным, обогащенным. Он не покидает читателя в романе до конца. В этом и уникальность деятеля! Непревзойденность Льва Николаевича состоит в том, что помимо изображения сложностей судьбы, ее превратностей, взлетов и падений, жизненных вопросов, Толстой показал и как справляться с тяготами сего мира! И в «Анне Каренине» он говорит, что таким девушкам, как Анна, которые бросают собственных детей ради потехи, не место в этой жизни! Автор дает ясно это понять. И славен писатель своим произведением под названием «Воскресение», философичность данной книги поразительна и актуальна. Лев Николаевич Толстой сумел сделать и внести в литературу то, что многим другим до сего момента не удавалось! Уникальная личность!

И последний, кого убрать из памяти нельзя – это выдающийся Антон Павлович Чехов, творческие способности которого находят свое место ближе к концу девятнадцатого века!  Именно ему принадлежат известные каждому читателю слова: «Краткость – сестра таланта». Писатель преобразил период того времени тем, что создавал уникальные произведения, что коротки по своему содержанию. Точность, изображение каждой детали, быстрое попадание в атмосферу происходящего – всё это умел Чехов. Ему с легкость удавалось за считанные слова перенести читателя в определенный рассказ, не забыв историю прежнего. Что показывал Антон Павлович в собственных произведениях? Вырисовывал он пошлость человека, явно осмеивая ее, показывал узкий кругозор индивидуумов, типичные образы, что сочетают в себе отрицательные качества. Все эти образы есть в его рассказах: «Хамелеон», «Учитель словесности» и другие. Перечислять можно долго, но ознакомиться лучше самим!

Таким образом, литература сего периода славится большим количеством писателей, что являлись великими творцами, внесшими необыкновенный вклад в развитие творческого направления! Не стоит забывать то, чему посвятили всю собственную жизнь великие люди!

Также читают:

Картинка к сочинению Русская литература второй половины 19 века

изображение Русская литература второй половины 19 века

Популярные сегодня темы