Русская литература наделила мировое словесное искусство разноплановыми подходами к пониманию художественного образа, одним из которых является понятие «лишнего человека».
«Лишние люди» появляются в отечественной литературе в XIX веке. Их мы можем встретить у М.Лермонтова, А. Пушкина, И. Тургенева и др. Каждый из классиков вкладывал в этот образ свое понимание и создавал неповторимый характер героя. Однако общие черты в понятии «лишнего человека» присутствуют.
«Лишним человеком» в литературе в XIX веке принято характеризовать человека интеллигентного, образованного, одаренного, как правило, дворянина, но из-за определенных обстоятельств вступившего в конфликт с обществом. По этой причине он испытывает страдание, поиск смысла жизни не приводит к успеху, жизнь разменивается на нестоящие того хлопоты, понимание между ним и миром не налаживается. Общество не понимает его взглядов, он не принимает тенденции социума – круг замыкается. Литературный герой теряется в омуте событий, окружающих его, и исход его печален: в расцвете жизненных сил он погибает.
В литературе образ человека, вступившего в неразрешимый конфликт с обществом, появился не случайно. Общественно-политические события того времени наложили отпечаток на жизнь каждого человека и государства в целом. Новые государственные реформы, смена старого режима правления на соответствующий требованиям времени, революционные настроения – всё переворачивает неподготовленное сознание передового дворянина.
Такие жизненные перипетии мы можем встретить в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Одноименный персонаж – Онегин – богемный любимец, пресытившийся светской, а по сути, пустой, жизнью. Из-за понимания, что жизнь нужно изменить, но отсутствия способности и желания это делать, Онегин исчезает из поля зрения читателя. Именно этот характер В. Белинский охарактеризовал как «национальный».
Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» также иллюстрирует образ «лишнего человека» - фаталиста Г. Печорина. Печорин в поисках смысла жизни не только не дает ответ на интересующие его вопросы, - вся его жизнь приносит страдания окружающим. Он не боится играть с судьбой, но такие шутки рискованны, и результат их определён.
Евгений Базаров из произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» - классический представитель исследуемого образа. Человек с безупречным образованием, задатками декабриста, понимает общественные проблемы как свои собственные. Попытки разрешить противоречия «старого» общества и молодежи безрезультатны. Герой становится обузой общества, отвергается им навсегда.
Таким образом, в отечественной литературе прочно закрепился тип «лишнего человека». Активные, революционно настроенные представители дворянства, борющиеся за лучшую жизнь, но не понимающие пути её достижения, и в итоге, терпящие трагическое поражение – такими в общих чертах мы видим этих героев.
Кто такой «лишний человек» и откуда он взялся в литературе 19 века? Это, как правило, интеллигентный, образованный, неординарный человек, часто дворянского звания, который не вписывается в высшее общество. Он не хочет жить той пустой жизнью, которой оно живёт. Не может реализовать себя и свои возможности.
Страдает от этого, ищет смысл жизни. Общество не принимает и не понимает его. Он вынужден уезжать за границу, поступать на военную службу. Но и там он не находит себе покоя, не находит единомышленников. Растрачивает себя, свои таланты на пустое времяпровождение.
Общественно-политическая система 19 века стоит на пороге кризиса. Она наложила отпечаток на жизнь каждого человека, живущего в российском государстве. Декабрьское восстание подавлено, декабристы сосланы в ссылки в Сибирь и в Якутию. Цензура за печатными изданиями. Революционные настроения из Европы просачиваются и в Россию.
Она начинает медленно что-то понимать. Русский народ всегда долго запрягает, зато едет потом быстро.
Интеллигенция жить по-старому уже не хочет, а по-новому не знает, как это сделать. Вот Онегин – умный, образованный красавец, понимает, что в России что-то надо менять, но как это сделать – не знает. Да и не хочет. Он по натуре не бунтарь. Читает не любовные романы, а соцалиста-утописта Адама Смита. Соседи в деревне считают его странным человеком и сторонятся.
Печорин в «Герое нашего времени Лермонтова» - фаталист, верит в судьбу. Циничный, порой жестокий человек, скептик приносит боль и страдания окружающим его людям. Также, как и Онегин, доводит до дуэли бывшего друга, заранее зная, что убьёт этого человека.
Евгений Базаров – имеет блестящее образование, поддерживает идеи декабристов, разбирается в общественных проблемах. Но старое поколение не понимает, не принимает и не хочет жить по его идеям. Им неплохо живётся в своём сельском болоте. Ничего менять они не хотят. Они отвергают Базарова.
И Чацкий из комедии Грибоедова «Горе от ума». Само название говорит само за себя. Общество и его отвергло. Даже любимая девушка предала его.
Лишний человек неудобен для существующего общества. Он не хочет жить по-старому, его ум требует деятельности, он хочет другой жизни, не бессмысленной и никому не нужной, а полноценной. Но как построить эту, новую жизнь, он не знает.
Общество всегда отвергает людей, которые на него не похожи, чем-то отличаются. Жизнь «лишних людей» предопределена – они либо погибают, либо умирают.
Но они рождались, и будут рождаться «лишние люди», неудобные для общества. Они будут теребить его, будут дёргать, будут заставлять задуматься о смысле своей жизни, зачем они пришли в этот мир.
Гоголь написал комедию «Женитьба» в 1842 году. Сразу под Заголовком, есть подзаголовок – «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это обозначает читателю некую проблему, произошедшую в произведении.
История ведется от первого лица. Этим лицом является главный герой – петербургский мечтатель и романтик. Он рассказывает читателям о событиях, которые произошли с ним пятнадцать лет тому назад.
Международный женский день - 8 Марта имеет богатую историю. Всем известно, что на 8 Марта принято поздравлять всех женщин не только в нашей стране, но и во многих других.
Перемены… Такое простое слово и такой непростой смысл. Перемены в нашей жизни происходят едва ли не каждый день. Некоторые оставляют в ней положительный отпечаток
В книге совмещены два романа, они разные по времени, но пересеклись в одном произведении. Один роман описывает жизнь в Москве, современной Булгакову. Другой жизнь в Иерусалиме времён Христа.
Лермонтов Михаил Юрьевич является не только романтиком, но и реалистом, ведь все приверженцы романтизма уходили в свой мир и боролись с этим из-за неприятных существующих вещей. В каждом герои любого произведения Лермонтова