В поэме «Реквием» А. Ахматова определила для себя цель: сотворить памятник великой народной беде – и тем, кто выстаивал вместе с ней очередь в тюрьму, и всей России – осиротевшей и измученной репрессиями:
Для них я соткала широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов…
Автор говорит о людской трагедии на протяжении всего повествования. Начальные строки подчеркивают: личное горе поэтессы воедино связано с горем общенациональным. Как многие в стране, сын Анны Андреевны Лев Гумилев по ложному доносу был арестован, приговорен судом к смертной казни, впоследствии замененной лагерным заключением. Она не покинула страну, не эмигрировала. Она разделила горе и боль со своими согражданами:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Автор описывает произошедший с ней случай, когда она, находясь в томительной очереди в тюрьму, чтобы увидеть своего сына, разговорилась с одной женщиной. Незнакомка узнала знаменитость и задала ей вопрос:
- А это вы можете описать?
Ахматова односложно ответила:
- Могу.
Глава «Посвящение» прямо указывает на тех, кому посвящены эти строки - «невольным подругам /Двух моих осатанелых лет», то есть тем несчастным матерям и женам, с ужасом и надеждой стоявшим в страшной очереди возле входа в ленинградскую тюрьму. Все они надеялись на встречу со своими родными и близкими. Всю толпу несчастных объединяло одинаковое состояние, которое охарактеризовано как: «Мертвых бездыханней». Временной отрезок, в который все происходило, она описывает таким образом:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад…
Ленинград, как и вся страна, был превращен в огромную тюрьму. В нем слышался паровозный гул – свидетельство того, что «осужденных полки» уезжают по этапу. Общенародность трагедии Ахматова акцентирует – «звезды смерти» светили всей стране, вся «безвинная Русь» была растоптана «кровавыми сапогами». Автор говорит, что пережила то же самое, что большая часть женщин:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мной…
Пережившая лично весь ужас, она желала бы назвать имя каждого человека, кто переживал подобное в период репрессий, но это неосуществимо. Ахматова подбирает сильнейшие эпитеты, чтобы изобразить весь кошмар насилия над населением: «Русь безвинная», «сына страшные глаза», «тоска смертельная». Существование в той реальности поэтесса сравнивает с «каменным» состоянием. Это и сердце, и слово, и душа из камня.
Переданные поэтессой страдания и трагедии людей настолько сильны, что читателя с начальных строчек произведения пронизывает живая боль и кровоточащая рана «Реквиема».
Анна Ахматова – женщина тяжелой судьбы, величина таланта которой, сходна с величиной ее разностороннего таланта. Все ее произведения пропитаны болью и страданиями по судьбе русской и судьбе ее близких и родных, многие из которых попали в горнило государственных репрессий.
Поэма «Реквием» как раз и посвящена тем самым репрессиям. История, описанная в произведении невероятно правдива: описана трагедия страны, народы и ее семейства.
Государственные чистки прошли мимо поэтессы, но прямо затронули ее сына и мужа.
По сути, невольно творческую задачу Ахматовой поставила одна из женщин, которая стояла в очереди для посещения заключенного родственника. Мол, она спросила, может ли она описать весь этот ужас, и писатель ответила утвердительно.
Произведение в каждой строчке пропитано горем, страданиями, страхом. Это, действительно, черная эпитафия развернувшемуся в стране террору против собственного населения.
Современному поколению это неизвестно, но было известно нашим предкам. Когда к дому подъезжает черная машина, из нее выходят люди в кожаных плащах и с оружием. Они ломятся в дверь, выламывают ее и забирают в застенки невиновного человека.
Их родные и близкие не знали, куда обращаться, чтобы объясниться, как получить весточку о заключенном. Многим не предоставлялась даже такая возможность и их самих забирали в тюрьму.
Родственники арестованного попадали в опалу, их считали пособниками «врагов народа». Обычный человек не мог ничего изменить. Да что уж там, родственники многих известных лиц попадали в тюрьму, и они также не могли вызволить сою родню.
Это геноцид, это истребление. Не столько физически, сколько морально. Человек терял душевные силы и превращался в некого зомби.
Ахматова стала своего рода «рупором» простых людей, которым хотелось кричать об этой проблеме. Писатель стремилась к правдоподобности, к описанию жестокой действительности «без купюр». Если Пушкин создал «нерукотворный памятник» своему поколению, то, безусловно, Ахматова создала такой памятник своему. Времени, более жестокому, более анти-человечному.
Это произведение актуально и сейчас, когда многие люди получают наказание незаслуженно.
Главный персонаж произведения Н. В. Гоголя уникален: он лживый, причем у него отсутствует такие качества, как нравственность и духовность. Он фантастично и бесстыдно врет, а люди ему доверяют. Каковы эмоции и думы Ивана Хлестакова на самом деле?
Произведение под названием «Зачем я убил коростеля» написано русским и советским писателем Виктором Петровичем Астафьевым. Анализ данного рассказа представлен в этой статье.
В XVI веке самым распространенным литературном жанром было житие. «Повесть о Петре и Февронии муромских» — это произведение, написанное в этом жанре. Эта гениальная повесть выходит за рамки своего жанра
Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» затрагивает множество вечных философских вопросов, ответы на которые скрываются и в поступках самих героев, и в их размышлениях и терзаниях.
Тема выбора прослеживается во многих произведениях. Эта тема нередко связывалась с темой дружбы, любви, патриотизма, долга.
В рассказе Чехова «Ионыч», на примере земского врача Старцева показано, как понемногу деградирует человек, попадая под влияние окружающей обстановки.