В своем рассказе Солженицын поднимает тему праведников в России. Простые люди, готовые жертвовать своей жизнью для других, не ожидая благодарности – редкость. Именно такой автор видит свою героиню.
Жизнь Матрены с самого детства была нелегкой. Уже в 19 лет ее сосватали за соседского парня Фаддея. Но свадьба не состоялась, помешала война. Жених уходит на «германскую».
« Пошёл он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки…».
Женщина мечтает о семье, детях и соглашается на предложение выйти замуж за младшего брата своего бывшего жениха.
«… и присватался ко мне Ефим. Мол, в нашу избу ты идти хотела, в нашу и иди. Был Ефим моложе меня на год. Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я… На Петров день повенчались»
Неожиданно бывший жених Матрены возвращается с войны, все это время он был в плену. Он прощает невесту и решает жениться сам, но обязательно только на Матрене. Девушку с таким именем находит в соседней деревне.
Семейная жизнь героини складывается трагически. Умирают все ее шестеро детей, еще в младенчестве. Односельчане говорят, что женились не по любви. Очередная война еще одно трагическое событие в жизни Матрены. Она опять остается одна.
«А муж Матрёны не вернулся с этой войны. Похоронного тоже не было. Односельчане, кто был с ним в роте, говорили, что либо в плен он попал, либо погиб, а только тела не нашли».
Свое стремление к семье и женскому счастью она находит, когда просит на воспитание одну из дочерей у Фаддея. Матрена воспитала и вырастила ее как родную.
Деревенская жизнь нелегка. Свое хозяйства и работа в колхозе «не за деньги , а за палочки» и так двадцать пять лет.
При этом она готова помогать каждому кто попросит. «Покидала свой черед дел, да шла помогать». Делала она это все бесплатно, так и дожила до пенсии. Теперь ее жизнь стала намного легче. «Купила новую телогрейку и пальто». Даже начинает, как все бабушки копить себе на похороны – «И в середине зимы зашила Матрёна в подкладку этого пальто двести рублей – себе на похороны. Повеселела».
Погибает Матрена трагически, попав под поезд. Опять она бросается на помощь, спасает застрявшие на переезде сани. Бывшие подруги начинают делить имущество погибшей, даже не дождавшись похорон. Фаддея тоже больше заботит, кому дом достанется. Соседки сразу после ее гибели забывают ее добрые дела, многие говорят о ней плохо –«и нечистоплотная она была и глупая, помогала другим бесплатно…».
Практически вся жизнь Матрены состояла из трагедий и потерь. Односельчане считали ее убогой и ненормальной. Однако Солженицын сделал ее героиней. Она все делала для других. Все ее поступки были добрыми и искренними. Ей удалось пронести в жизни главное – живую душу и любовь.
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
В образе Матрены писатель изобразил типичную русскую женщину, какой она должна быть, согласно его представлениям.
Солженицын изобразил простую деревенскую женщину, ничем особенным не примечательную, которая всю жизнь исполняла свои обязанности по отношению к другим.
Личная жизнь Матрены – олицетворение нелегкой женской доли. Она должна была выйти замуж за Фаддея, но тот был отправлен на фронт, так как Первая мировая война. Жених пропадает без вести она выходит замуж за его брата Ефима. Примечательно, что делает это женщина не по своей воле, а уступая давлению Ефима. Этим автор показывает покорность простой русской женщины, ее склонность делать, как ей велят другие.
У Матрены умирает шестеро детей, еще в самом малом возрасте. Это показывает и ее несчастную судьбу, и, одновременно, отсутствие сочувствие к ней родственников и односельчан, о котором ничего не говорится.
Ефима также забирает война, с которой он не возвращается, хотя и нет документов о его гибели. В рассказе не говорится об этом прямо, но есть намеки, что муж предпочел просто устроить свою жизнь на другом месте.
Фаддей, все же вернувшийся в село и судя по всему сохранивший чувства к прежней невесте (он специально находит себе жену, которую зовут также), не стал мстить ей и своему брату. Матрена берет у него на воспитание одну из дочерей, демонстрируя нерастраченные материнские чувства. Однако это же становится причиной ее гибели.
Приемная дочь Кира выходит замуж и покидает старую Матрену. А любимый когда-то Фаддей требует с Матрены отдать ему избу, завещанную дочери. Она не пытается спорить и жертвует последним своим ценным имуществом, считая что оно больше пригодится молодым. Матрена погибает в результате несчастного случая при перевозке избы не по вине Фаддея, но он становится косвенным виновником ее гибели.
Отношение к Матрене государства сродни поведению родственников. Женщина всю жизнь работала в колхозе и власть даже не дала ей пенсию за тяжкий, но малооплачиваемый многолетний труд. Также относились к героине рассказа и ее соседи.
Матрена в произведении выступает, прежде всего, в образе жертвы. Она, кроме того, символизирует покорность и бескорыстие. Рассказ проникнут сочувствием к простым русским женщинам, которое испытывал его автор. По мысли Солженицына Россия держится на самоотверженности таких русских старух (Автор подчеркивает физическую силу и выносливость Матрены). Он как бы ставит перед читателем вопрос: что будет со страной, когда они уйдут из жизни.
Главным героем является мальчик, который живет в неблагополучной семье. И детство у этого мальчика не удалось и было не таким, как у других ребят. Сюжет в произведении не является вымышленным. Все строки были взяты из жизни самого писателя.
Хочется сказать о том, что в данном замечательном произведении описывается жизнь одного из городов России, в котором происходили действия данной истории. Автор не делал акцента на его уникальности или необычности
До чего же богата и прекрасна наша земля, реки, озера, моря, леса, горы, полезные ископаемые, животные, насекомые, люди. Самое интересное, что все мы взаимосвязаны
Мудрость – это способность человека обдуманно принимать верные решения с учётом возникших жизненных обстоятельств.
Я думаю, что в своём произведении «Кавказский пленник» Толстой использовал приём говорящих фамилий. Двух главных героев зовут Жилин и Костылин. Я предполагаю, что Жилин от слова «жилистый» «крепкий», а Костылин от слова «костыль»
Наряду с рассказами нравоучительными и философскими Чехов нередко писал и комедийные. Лошадиная фамилия относится именно к таким рассказам, которые предлагают простую ситуацию, с забавными деталями