Основная тематика всего творчества поэта затрагивает описание окружающей природы, в котором сквозит искренняя любовь литератора к родной земле.
Природа представляет собой для поэта средство выражения определенных лирических чувств: восторг, наслаждение, радость, счастье, при этом любовь поэта проявляется не к экзотической природе, а к обычному, тихому живому природному миру.
Своеобразием фетовского творчества является изображение воссоединения человека и природы, которое выражается поэтом в стремлении описания чувств и переживаний, наполняющих человеческую душу при встрече с прекрасным миром окружающей природа, поскольку лирический герой в произведениях сочинителя жаждет жизни в гармонии с окружающим миром.
Посредством описания природных сюжетов и различных времен года поэту удается передать человеческий эмоции, которые он непосредственно связывает с тем или иным состоянием окружающей природы. К примеру, изображая темное время суток, которое по продолжительности превышает дневные и светлые сутки, поэт акцентирует внимание на мрачность человеческих мыслей. Кроме того, поэту удается раскрыть взаимосвязь психологического и душевного состояния человека и природных изменений, поскольку, с его точки зрения, каждому времени года соответствуют определенные причина для душевных перемен.
Через описание окружающей природы поэт стремится к отражению собственного восприятия мира, мимолетных ощущений и настроения, которые возникают при созерцании природы. К примеру, в одном стихотворении поэта описываются наблюдения лирического героя, рисующего необычайные картины с перечислением услышанного и увиденного в природе.
Следует отметить, что самым главным чувством, описанным поэтом с помощью изображения окружающей природы, является любовь человека, при этом не только к женщине, но и к родине, матери, родной земле. Поэт выражает мнение, что влюбленный человек всегда ощущает взаимное понимание его чувств со стороны окружающей природы, которая его поддерживает и разделяет его эмоции. Именно поэтому во многих стихотворениях поэта присутствует образ весны, который он представляется в качестве обобщения душевного обновления, отказ от любых жизненных препятствий и трудностей. Например, появление в лесу первых ландышей представляется поэтом как чувство первой влюбленности молодого человека, характеризующегося различными эмоциональными гранями: и мучительными страданиями, и теплом, и нежностью.
Афанасия Фета считают поэтом, который мог одушевлять природу, описывать родную землю в мельчайших деталях. Природа присутствует в любом произведении автора. Писатель любил каждую былинку, дерево, цветочек, небо, солнышко.
Чудесная природа не могла оставить поэта равнодушным. Его душа была всегда открыта для прекрасного, а поэтические строки наполнены любовью к окружающему миру. Он показал тесную взаимосвязь человека и природы.
Чаще всего поэт описывает образ весны – обобщение обновления, отвержение всего, что мешает жить. Лирический герой в поэзиях Фета растворяется в природе. Утро, вечер, солнце – всё для поэта имеет свои эмоциональные оттенки. Афанасий Фет также обращается к образам природы, когда пишет про любовные переживания. Влюблённым всегда кажется, что природа понимает их чувства, поддерживает и разделяет.
Никого не оставит равнодушным стихотворение « Я пришёл к тебе с приветом». Поражает то, какая у лирического героя жажда жизни, как он умеет любить свою вторую половинку, как радуется наступившему утру. Вместе с лирическим героем радуется и природа. Сколько одухотворённости в этих словах!
Ярким примером связи человека и природы является стихотворение «Первый ландыш». Автор сравнивает появление ландышей с чувствами первой влюблённости молодой девушки. Автор в деталях описал все грани переживаний. В первых двух строфах автор показывает, как рад ландыш теплым солнечным лучам, а в последней строфе раскрывает, как может страдать и мечтать девушка во время первой нежной влюблённости.
В стихотворении «Учись у них – у дуба, у берёзы» писатель излагает свои наставления читателям о смысле жизни. Суровые испытания судьбы закаляют человека, делают сильнее. Так и при сильных зимних морозах выживают только крепкие деревья. У них трескается кора, но растения не сдаются и ждут приход весны.
В произведении «Буря на небе вечернем» тоже используется приём параллелизма. Тяжёлые мучительные мысли человека сравниваются с чёрными тучами. Грустное настроения лирического героя перекликается с шумом волн бушующего моря.
В стихе «Мотылёк мальчику» автор философски размышляет и о мгновениях жизни. Афанасий Фет описал мотылька, который хочет как можно дольше порадоваться чудесным мгновениям существования. Мотылёк просит не убивать его, ведь люди так часто не ценят природу. В конце стихотворения философский вывод: жизнь может закончиться внезапно у любого живого существа.
Своей нежностью и красотой покоряет читателей стихотворение « В лунном сиянии». Тёплая ночь, пруд, мельница. Такой тихий летний пейзаж располагает лирического героя излить свою душу, признаться в любви милой половинке. Сама природа подсказывает, что нужно просто побродить в лунном сиянии – и душа раскроется.
Схожее по своей тематике с предыдущим произведением стихотворение «Шепот. Робкое дыханье…». Свет ночной, волшебные изменения, сонный ручей, милое лицо. Всего несколько точных слов, и мы можем в деталях представить, как на фоне летней природы происходит долгожданная встреча влюблённых. Молодые не могут налюбоваться друг другом до самой зари. В этом стихотворении переплелась пейзажная и любовная лирика.
Во всей пейзажной лирике Афанасий Фет изображает природу и человека в единении. Чтобы подтвердить свою мысль, поэт в большинстве своих произведений употребляет риторические вопросы. У него нет ни одного произведения, где бы не использовались точные метафоры и поразительные эпитеты. Эти тропы помогают показать связь человека и природы.
Таким образом, какое бы произведение Афанасия Фета читателю не захотелось прочесть, он обязательно сможет там проследить, какая неразрывная связь между человеком и природой.
Произведение является составной частью сборника рассказов писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики проблематику положения крестьянского народа в условиях крепостного права.
Родина… Как часто я слышу это слово из уст окружающих. По закону общества, это то слово, которое должно заставлять трепетать сердце истинного патриота. Это чувство воспитывается дома, прививается детям в школе
Жанровая направленность произведения представляет собой сатирическую комедию-фарс, завершающуюся финалом в виде трагифарса, с точки зрения автора, являющимся трагической буффонадой.
Вральман один из второстепенных персонажей комедии русского литератора Дениса Фонвизина "Недоросль". Уже по фамилии героя становится понятно многое о данной личности.
Интересно, что с главным героем романа мы знакомимся только в 11 главе. Умный, образованный человек, бывший историк – это и есть Мастер