Образ и характеристика Кутейкина в комедии Недоросль Фонвизина

Кутейкин – один из плохих учителей, изображенных Фонвизиным в комедии, порицающей невежество.

Судя по речевым оборотам, он бывший семинарист. Однако Кутейкин не стал священником или дьяконом и пошел в учителя, следовательно, он был изгнан из духовного учебного заведения и не получил сана. Скорее всего, он был посвящен в дьячки или псаломщики, то есть имеет право выполнять в церкви только низшие механические функции. Лишиться возможности сделать церковную карьеру можно за прямоту и столкновения с начальством. С Кутейкиным подобное развитие событий отпадает.

В комедии учитель не показан ни прямым, ни принципиальным человеком. Когда происходит увольнение наставников Митрофанушки, то Кутейкин пытается получить расчет побольше. На прямой вопрос Простаковой, чему он выучил Митрофанушку, он заявляет, что это проблема не его, а ученика, тем самым признавая свою профессиональную несостоятельность. Цыфиркин же честно говорит, что не заслужил деньги, так как не научил своего воспитанника, поэтому он и получает награду за честность.

Кутейкин прекрасно понимает и говорит в произведении о том, что он ничему толком не научил Митрофанушку, но его это не заботит. Конечно, он бы исполнял свои обязанности усерднее, в случае необходимости, но брать деньги ни за что совесть ему позволяет. Показательно, что подобное отношение к своим обязанностям показывает человек, учившийся в семинарии и постоянно использующий церковные выражения. Автор комедии, делает героя, олицетворяющего невежество причастным к церкви, и, тем самым, к сфере морали. Фонвизин, тем самым, демонстрирует свойственное веку Просвещения, смешение положительных или отрицательных качеств в одну кучу. Согласно воззрениям того времени, глупость или невежество не может сочетаться с честностью и смелостью. Если человек плох, то это касается всех основных сфер жизни.    

Однако Кутейкин введен в произведение не только, чтобы показать один из образов плохого педагога. Он выполняет также сатирическую роль, добавляя забавные моменты в комедию. С помощью образа этого учителя Фонвизин дает повод и возможность своим читателем посмеяться над упорствующим невежеством и глупостью в лице Митрофанушки. Этому намерению автора служит сцена, в которой Кутейкин учебным голосом, по-церковнославянски заставляет ученика называть себя скотом, а не человеком.

Образ этого учителя словесности не относится к ярко отрицательным. Кутейкин не любит Вральмана и сам не делает ничего плохого. Его главный недостаток – никчемность и бесполезность.    

Сочинение Учитель Кутейкин

Всеми нелюбимый Митрофанушка из «Недоросли» Фонвизина получился таким, каким его рисует автор не только из-за природы, не только из-за воспитания в семье, но ещё и из-за безответственных и попросту глупых учителей. Одним из таких преподавателей Митрофанушки был некто Кутейкин, именуемый также Сидорычем.

Кутейкин — дьяк церкви, семинарист, который бросил обучение из-за того, что встретился с трудностями в изощрённых и непонятных ему науках уже на первом курсе. Только из-за этого можно сказать, что учитель из него получился не очень хороший, вернее сказать, даже очень плохой. Он обучал Митрофанушку грамоте три года, и за эти три года его ученик почти не продвинулся в упражнениях по русскому языку.

Сидорыч — человек-невежа, который употребляет церковные термины неуместно и как попало, чем вызывает у читателя не уважение к его якобы остроумию и богатому словарному запасу, а лишь осуждение за его глупость и нетактичность в использовании церковных слов. Вообще, весь образ Кутейкина — это пародия на тогдашних учителей, которые мнили себя учителями только потому, что были попами. На деле же у преподавателя русского языка и грамоты нет ни обходимых знаний, чтобы научить Митрофанушку, ни должной любви к своему делу и ученику: Митрофана он очень уж недолюбливает.

Фамилия эта, безусловно, «говорящая», происходящая от слова кутить — есть кутью, которой любили баловаться попы.

Самыми же главными чертами его характера, как вишенка на торте, становятся жадность, расчётливость, алчность и трусость. Расчётливость проявляется в том, что он помнит абсолютно все долги, которые ему должна Простакова за занятия с сыном. Жадность и алчность же его появляется, когда он в конце комедии решает прийти и просить денег за стоптанные сапоги, что является абсурдным и, конечно, заслуживает только осуждения со стороны читателя. А когда Стародум и Правдин рекомендуют Кутейкину идти за деньгами к Простаковой, то он вдруг резко меняет своё решение, он больше не хочет, чтобы ему возместили ущерб за истоптанные сапоги, потому что он боится Простакову, он знает, что из этого ничего путёвого не выйдет.

Кутейкин — это карикатура, жесткая и даже злобная карикатура на всю систему образования тех времён от великого мастера Фонвизина, поразившего всех своей комедией, от совпадений с реальной жизнью которой хочется плакать.

Также читают:

Картинка к сочинению Кутейкин в комедии Недоросль

Кутейкин в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы