Произведение сочиняется писателем в период написания нескольких других его работ, впоследствии ставших составными частями общего цикла под названием «Петербургские повести».
По жанровой направленности произведение, имеющее средний объем, концентрацию в отношении одной сюжетной линии и определенное количество героев, относится к повести. Однако ее отличительной особенностью является написание в виде дневниковых заметок главного героя, создаваемых в течении четырех месяцев.
Своеобразие повести заключается в реализме художественного выражения, раскрытии тем, имеющих общественную значимость, а также в критическом отношении к социальной действительности.
Композиционная структура повести состоит из пяти частей, первая из которых описывает довольно никчемную жизнь главного героя, его тайные желания, затем идет завязка сюжетной линии в качестве мечты героя о женитьбе на дочке начальника Софи, переходящая в основные события в виде зачатков безумия персонажа. Кульминацией сюжета представляется момент прекращения героем посещения службы и его болезненного воображения о связи с наследниками испанского короля. Финал повести представляется трагичным, поскольку герой оказывается в сумасшедшем доме.
Главным героем повести является Поприщин Аксентий Иванович, представленный в образе мелкого чиновника, одинокого сорока двухлетнего человека, влачащего бедственное существование, пытающегося на протяжении всей сюжетной линии понять собственное предназначение.
Для раскрытия образа главного героя писатель использует второстепенных персонажей в образе, в первую очередь, дочери начальника департамента, Софи, в которую влюбляется Поприщин, невероятно красивую девушку, насмехающуюся над героем. Также второстепенными героями являются Теплов, изображенный камер-юнкером, избранник Софи, директор департамента, представленный непосредственным начальником Поприщина, Фиделька и Меджи, собачки, письма которых прочитывает главный герой.
Основной темой повести является изображение маленького человека, на примере которого показывается существование людей в нечеловеческих условиях.
Произведение затрагивает несколько значимых общественных проблем, при этом ключевой из них является уничижительная бедность. Раскрытие данной проблемы осуществляется путем описание протеста главного героя в отношении несправедливости общественного устройства, в котором основная часть населения чувствует себя угнетенной и слабой.
Кроме того, автор размышляет над человеческим одиночеством, в котором невольно погибает главные герой, покинутый и непонятый обществом.
Смысловая нагрузка произведения заключается в акценте на существующее неравенство и угнетение в отношении отдельных людей, попавших в безысходную ситуацию, ставших следствием несправедливости общественной государственной системы, отличающейся невежеством, завистью, жестокостью, фальшью, ложью.
Н.В. Гоголь в своей повести «Записки сумасшедшего» раскрывает перед читателем события из жизни Аксентия Ивановича Поприщина, изложенные в виде его дневника.
Главные герои в произведениях Н.В. Гоголя имеют очень характерные фамилии, и Аксентий Иванович Поприщин не стал исключением. Ему 42 года, работает он в департаменте в должности титулярного, в обязанности которого входит переписывание бумаг, а также починка перьев для директора. Стоит отметить, что около 50% служащих в должности титулярного советника так и не смогли получить чин выше. Не раз в произведении Поприщин упоминает о своем дворянском происхождении, из-за которого он уверен, что начальник отделения помыкает им, так как завидует. Переживания, связанные с неудовлетворенностью собственным существованием, прослеживаются на протяжении всего текста. Поприщин как бы ищет свое поприще, предназначение, и это, в итоге, сводит его с ума.
Сумасшествие проявляется еще в начале произведения, когда Аксентий Иванович слышит двух собак, разговаривающих по-человечески. Впоследствии оно усиливается на фоне симпатии к генеральской дочери и известии о ее грядущем замужестве с камер-юнкером, о котором он узнает из переписки между двумя собачками Меджи и Фидель. Заболевание, которым страдает главный герой, вероятно, носит параноидальный характер на фоне явной мании величия и нереализованных амбиций. Об этом свидетельствует запись в его дневнике, датированная 43 апреля 2000 года, в которой он утверждает, что он король Испании Фредерик VIII.
Дальнейшие события повести повествуют об усугублении заболевания Поприщина и все большем отдалении его от реальности: выдуманные даты, создание мантии из нового вицмундира и ожидание испанских депутатов для представления ко двору. Последние главы произведения рассказывают о его мучительном пребывании в лечебнице, которую самопровозглашенный король считает Испанией.
Основная мысль повести «Записки сумасшедшего» заключается в безысходности существования маленького чиновника, в укоренившемся в России XIX века неравенстве между чинами. Через монолог главного героя автор высмеивает порядки и поведение различных слоев общества и говорит, что получить уважение и внимание может только тот, кто уже имеет определенные достижения в жизни, а одинокий, небогатый, низкочинный человек так и останется никем не замеченным.
С Антуаном де Сент-Экзюпери большинство знакомо лишь по его повести Маленький принц, однако его действительно удивительная биография тоже заслуживает внимания, и сама могла бы лечь в основу романа
Серов Валентин Александрович, был превосходным мастером живописи. Его работы вызывали бурю эмоций у зрителя. Совсем недавно, я нашла работу Серова под названием «Мика Морозов».
В детстве у каждого человека всегда очень много друзей. Беззаботные игры, прогулки по родным дворам объединяют малышей. Если с одним из друзей происходит какой-то разлад, ссора, на замену ему тут же находится несколько новых партнеров для игр
Для любого человека был то это ребенок или взрослый. Лучшая пора года – это лето. Все любят лето, ведь лето ассоциируется с теплыми деньками, солнышком, хорошими вечерами в кругу друзей
Одним из самых любимых моих рассказов является произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Произведение написано во второй половине девятнадцатого века и рассказывает о событиях, свидетелем которых был сам писатель