Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина сочинение

Образ Плюшкина в ряду сатирических персонажей поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» является заключительным. В цепи живых только физически, а по сути омертвевших духовно помещиков он – последнее звено, то есть это воплощение последней стадии нравственного распада личности.

У такой особи даже отличительных признаков, мужских или женских, не осталось. Это первая деталь в портрете Плюшкина – он непонятно кто, баба или мужик. Его одежда – это тряпьё, утратившее цвет, форму и отдалённо напоминающее женский капот.

В обрисовке героя Гоголь использует художественные детали, позволяющие выпукло показать его характер. Самая главная, конечно, – это знаменита куча хлама. Она занимает угол комнаты, покрыта пылью десятилетий и передаёт суть Плюшкина. Для него собранная ветошь имеет ценность и заключает смысл жизни.

Вещи, попавшие в неё, были подобраны помещиком на улице, а зачастую украдены у зазевавшихся крестьян. Они никогда не возвращаются обратно и не выбрасываются. Например, здесь обломок деревянной лопаты, подмётка сапога. Гора непотребных вещей обретает символическое значение абсурда, в который превратил хозяин усадьбы существование её жителей и своё собственное.  

Жадность превратилась у Плюшкина в бессмысленное накопительство и скопидомство и сделала его похожим на паука, снующего по хозяйственной паутине. Но в его хозяйстве всё утратило живые черты и энергию жизни. Собранный урожай гниёт, зерно преет; холсты превращаются в пыль, едва до них дотронешься.

Запоминается плюшкинское угощение, от которого Чичиков в ужасе отказался. Это ликёрчик с упавшими на дно графина мухами,  и превратившийся в сухарь заплесневевший кулич.

Писатель гротескно передал мучения скряги, который никак не мог добиться желаемой экономии в использовании писчей бумаги: как бы отделить от клочка листа ещё часть. При этом Плюшкину нисколько не жаль своих умерших крестьян, составляющих длинный список и отправленных на тот свет горе-хозяином.

Голод, нищета его крепостных людей, не имеющих обуви даже в холодное время года, его собственный облик побирушки снискали Плюшкину в округе прозвище Заплатанный. В его лице запоминаются две детали: заплёванный подбородок и маленькие глазки, напоминающие настороженных мышей.

Так с помощью художественных деталей автор крупным планом показал тип, в котором выродилось всё человеческое, и прежде всего душа.

2 вариант

При анализе произведений русской классической литературы особое внимание всегда уделяется деталям, оговоркам; любой образ, независимо от роли в повествовании, является «собирательным» - сложенным из множества мелочей, не ускользающих от внимательного читателя. Образы в «галерее помещиков» «Мертвых душ» Николая Гоголя сами по себе являются ключевыми, так как большее внимание в произведении уделяется не динамичности и развитию сюжета как такового, а именно раскрытию сущности каждого помещика в отдельности и общая картина нравственной жизни того времени. К важнейшей фигуре, которой в поэме отведена глава и пространное рассуждение писателя о молодости, относится Плюшкин – самый, пожалуй, интересный и неоднозначный во всей «галерее помещиков».

А исключительность его проявляется, во-первых, в наличии биографии – в «Мертвых душах» это является показателем развития (или деградации, в данном случае) личности персонажа, а также способности меняться в лучшую сторону. Образы остальных персонажей, кроме Чичикова, статичны – они как бы застыли во времени, положение их безысходно, позитивных прогнозов им дать Гоголь, увы, не может. Но с Плюшкиным ситуация совершенно другая.

О том, что Плюшкин когда-то был вполне состоятельным помещиком свидетельствуют строки, наполненные горестным чувством: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином!», а также большой размах поместья и прочие свидетельства недавнего изобилия. Но все это теперь кануло в Лету, и из-за чего? Виновником опустошения являются не «человеческие чувства», а безразличие и холодность Плюшкина к собственной душе, а также к душе чужой.

Теперь, превратившись из «бережливого хозяина» в «прореху на человечестве» (ужасающее по своему содержанию прозвище, однако наиболее полно характеризующее Плюшкина как абсолютное Ничто, разрушительно действующее на окружающих), он, подобно пауку, сначала спеша из угла в угол своей «хозяйственной паутины», а затем окончательно в ней запутавшись, вытягивает жизненные силы из всех и всего, что его окружает. Скупость доходит до предела – Плюшкин почти бессознательно подбирает потерянные и брошенные на дороге вещицы, используя вместо склада собственную комнату.

Имение, принадлежащее Плюшкину, пришло в негодность: крыша прохудилась, местами даже обваливаясь (символ потерянного рассудка, окончательной утраты здравого ума), повсюду сквозит ощущение безысходности и затерянности, и даже время здесь остановилось – часы, поблескивающие среди сваленного в кучу хлама, давно прекратили свой ход. Такому же разложению подвергся и хозяин, утративший всякое человеческое содержание.

Образ Плюшкина – заключительный в «галерее помещиков» и являет собой прекращение существования человека как личности, полное нравственное и моральное опустошение. Действительно, Гоголь лелеял надежду на «возрождение» подобных персонажей, однако здесь, как говорил Ю. Айхенвальд, «он не творец, здесь он бессилен».

Также читают:

Картинка к сочинению Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина

Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина

Популярные сегодня темы