Интерьер в поэме Мертвые души Гоголя

Приём характеристики героев через предметы, окружающую их обстановку доведен Гоголем в поэме «Мёртвые души» до такого совершенства, что каждый образ выступает в памяти не сам по себе, а один – на фоне клубов табачного дыма, другой – кучи хлама, третья – среди подушек и перин с разлетающимися во все стороны перьями, четвёртый – сидящим на сработанном на века стуле.

Проследим, как через предметы интерьера писатель создаёт свой паноптикум бывших когда-то живыми героев, но ставших мёртвыми душами из-за утраты подлинных человеческих качеств.

Дом Манилова

Манилов ещё сохраняет человеческий облик и не одичал, но давно утратил реальную связь с жизнью и её смысл. Он существует в каком-то иллюзорном мире, ему достаточно на обычной беседке сделать надпись «Храм уединённого размышления», чтобы вообразить себя философом. Среди его обитой шёлком мебели стоит много лет два кресла, обтянутые рогожею, а рядом с изящным бронзовым подсвечником соседствует медный засаленный и скособоченный инвалид. В некоторых комнатах вообще нет мебели.

Очевидно, на момент женитьбы была попытка достойно обставить дом, но прошло восемь лет, и что было не сделано, таким и осталось. Кабинет хозяина меньше всего соответствует своему названию. Это какая-то комната для курения, в ней во всех местах хранится табак, а книга заложена на 14 странице второй год.

И дом Манилова, построенный на продуваемом всеми ветрами холме, и его обстановка говорят, что напрасно было бы ожидать от этого героя умных решений в ведении хозяйства. Всё идёт само по себе. Так живёт и помещик, и его крестьяне.

Дом Коробочки

Дом Коробочки тоже под стать своей хозяйке. В нём растыкана по углам, как по коробочкам, разная бесполезная мелочь. На всём лежит отпечаток скопидомства: на стенах с обветшалыми обоями висят в тёмных рамах зеркала, и за каждым из них или лежат старые карты, или заложено давнишнее письмо, или припрятан чулок.

Все вещи прожили со своей хозяйкой всю её жизнь и состарились. Часы не бью, а «собираются бить», прежде наполнив комнату хрипом, похожим на шипенье змей. Взбитая перина опустилась под Чичиковым до самого пола.

Коробочка по привычке продолжает хлопотать о продаже пеньки, перьев, сала, мёда. Но, если спросить её, что она думает о смысле жизни, ради чего она живёт, героиня, пожалуй, откроет от удивления рот и не поймёт вопроса, который прежде всего и должен интересовать человека.

Дом Собакевича

Не задаётся им и Собакевич, но зато существует в полной гармонии с вещами, которыми себя окружил. Сам герой похож на медведя, он раздался  из-за неумеренности в еде. Такие же греческие полководцы  с толстыми ногами и гигантскими усами смотрят с картин в его гостиной. Такого же вида и мебель, прочная и неуклюжая. В углу на нелепых ногах стоит пузатое бюро из ореха, как медведь. Есть что-то от Собакевича-медведя и в столе, и в диване. И каждый стул тоже будто говорит, что и он Собакевич.

Мысли же и рассуждения самого героя связаны только с едой. Его обеденный стол говорит о животном аппетите Собакевича и о том, что он утрачивает человеческий облик, способность рассуждать, сострадать или хотя бы о ком-то сказать доброе слово.

Жилье - Ноздрёв и Плюшкин

Завершают галерею помещичьих образов Ноздрёв и Плюшкин, у которых интерьер становится условным или приобретает символические черты. Таковы и сами герои, обрисованные автором как крайние проявления в человеке чудовищной безалаберности и нескончаемой бессмысленной лжи (Ноздрёв с остановившимся  ремонтом и разбрызганной извёсткой) и жадности, скаредности (Плюшкин с его покрытой пылью кучей хлама посреди комнаты).

Сочинение 2

Интерьер как средство психологизма позволяет дать дополнительную характеристику хозяину дома. В поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголь мастерски использует этот приём, оставляя для читателя ключи к пониманию внутреннего мира своих героев.

Первым местом, которое Чичиков посетил в поисках мёртвых душ, становится усадьба Манилова, помещика-мечтателя. В каждой детали обстановки чувствуется претензия на изящество: английские клумбы, прекрасная новая мебель, щегольской подсвечник. Тем не менее эти предметы вынуждены соседствовать с чем-то неуклюжим: медным самоваром, креслами, обтянутыми рогожей. Во всём наблюдается неорганизованность, недоделанность: в некоторых комнатах нет мебели, книга вечно заложена на 14-ой странице, в кабинете рассыпан табак. Хозяйство шло как-то само собой, в то время как Манилов пребывал в сладких грёзах, рисуя в воображении будущие преобразования.

В усадьбе помещицы Коробочки наоборот прослеживается забота о довольстве хозяйства, экономность и практичность его обладательницы. В доме много мешочков и ящичков, куда хозяйка, жалуясь на неурожай и отсутствие средств, потихоньку складывает деньжонки. Везде встречаются мелкие вещицы: колода карта, чулок, письмо. На стенах особенно выделяются картины с птицами. Вся обстановка жилья свидетельствует о страсти Настасьи Петровны к накопительству, бережливости.

Поместье Ноздрёва – это царство хаоса, говорящее о неуёмной энергии своего владельца. Стихийность характера этого человека отразилась в затяжном ремонте дома и благоустройстве прилежащей территории. Демонстрируя хозяйство гостям, Ноздрёв не забывает приврать о количестве лошадей в конюшнях, собак на псарне и рыбы в пруду. В доме валяется табак и хлебные крошки, на стенах висит оружие. Всё подчёркивает любовь Ноздрёва к азартным развлечениям.

Собакевич не отличается особым эстетическим вкусом, но всё в его владениях отличается прочностью и порядком. При этом каждый элемент обстановки не лишён неуклюжести и своим видом напоминает самого хозяина: пузатое ореховое бюро, картины с греческими полководцами, тяжёлые кресла и стулья. Каждый предмет будто говорил: «И я тоже Собакевич!». Крепость и неуклюжесть, свойственные вещам Михаила Семёновича, становятся определяющими чертами его характерами.

Внешнее изобилие последнего помещика Плюшкина при ближайшем рассмотрении оказывается иллюзией. В усадьбе властвует разруха, а сам хозяин в силу жизненных обстоятельств опустился до крайней степени скупости, подбирая каждую соринку и складывая в огромную кучу посередине комнаты. Множество ненужных вещей, в большинстве грязных и старых, говорят о страшной алчности хозяина, ужасающей мелочности и жажде наживы.

Интерьер дома героев произведения помогает дополнить психологический портрет каждого из указанных лиц.

Подробно про дом Собакевича

В доме Собакевича, одного из центральных героев произведения Николая Васильевича Гоголя "Мертвыe души", интерьер служит отражением его сурового характера и привычек.

Дом этого богатого помещика находится на краю большой степи, вдали от шумной жизни: _"... дом Собакевича стоял как бы одиноко среди полей, казалось что он был построен специально для того чтобы выдерживать напоры сильных степных бурь..."

Внутри его дома господская обстановка отличается суровостью и простотой. Обилие деревянной мебели создает ощущение теплоты, но отсутствие излишеств подчеркивает характер хозяина.

Самым примечательным помещением является столовая Собакевича: "...старинные дубовые столы и скамьи занимали центр комнаты. Несмотря на простоту, в них чувствовалась сила - как будто эти мебели также были созданы из той же суровой крепости что и сам Собакевич...".

Здесь часто собираются гостям за обильными пиршествами, где блюда не уступают по своей массивности столам: "...на столах лежали горы мяса. Вместе с этим на стенах висели тучные охотничьи трофеи - медвежьи и волчьи головы, что создавало атмосферу настоящего мужского простора..."

Кабинет Собакевича напоминает рабочую мастерскую. Здесь не видно утонченного декора: _"...книжные полки были неприкрытыми и вместимыми, на них лежали книги по сельскому хозяйству, географии и истории. Стол был массивным из дуба, покрыт старательными царапинами от тяжелого пера..."

Интерьер дома Собакевича в "Мертвых душах" Гоголя служит зеркалом его простой и практичной натуре. Каждая деталь - это проявление мужественности, силы и прямолинейности своего хозяина.

Также читают:

Картинка к сочинению Интерьер в поэме Мертвые души

изображение Интерьер в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы