Поэма Гоголя изобилует дополнительными деталями, которые создают фактурность и глубину. Наряду с канвой помещиков, которые задают основное направление сюжету и формируют структуру есть незначительные герои, которые, тем не менее, усиливают художественную выразительность произведения.
Довольно любопытным является вплетение в повествование людей, которых «давно нет на свете». В частности таковым является каретник Михеев, который существует, по сути, только в рассказах Собакевича и других людей, которые вспоминают этого статного ремесленника. Этот герой в прямом смысле является той самой мертвой душой.
Итак, Собакевич продает своих почивших крепостных Чичикову. Как любой рачительный хозяин и коммерсант он не особенно волнуется относительно собственной выгоды и пытается получить лучшую цену. Именно для этого он решает расхваливать души, которые продает.
Нелепость этой ситуации понятна каждому, но и Собакевич и Чичиков продолжают играть в этом театре абсурда, так как каждому гораздо значимее преследовать собственные цели, но не оценивать суть происходящего. Собакевич говорит о том, какой Михеев был хороший каретник, как умел делать рессорные экипажи и какой обладал богатырской силищей. Ему поддакивает и председатель, которому Михеев переделал дрожки.
Собакевич нахваливает каретника и в этом видно его привязанность к этому крепостному. Он явно по-хозяйски был более чем довольным наличием такого каретника, подобно тому как радуются наличием хорошего кресла или инструмента. Поэтому помещик убеждает Чичикова отдать за такого крепостного побольше.
Напористость Собакевича тут оказывается на границе с тупостью и твердолобием, он упорно твердит как хорош был Михеев, как делал кареты. Отсюда возникает вопрос, понимает ли вообще Собакевич разницу между миром, в котором он обитает и миром, где теперь оказался Михеев. Он продает какой-то образ, который остался в памяти, торгует чем-то прошедшим.
На самом деле каретник является частью ряда душ приобретенных Чичиковым, который в седьмой главе «воскрешает» эти души, когда думает об этих мужиках. В этой детали – характерная гоголевская мистика и философская глубина, которая приглашает поразмышлять.
А.Г. Венецианов в своей картине «На пашне. Весна» изобразил типичную сцену из крестьянской жизни, — вспахивание поля. Художник мастерски передал черты характера русской женщины
В детстве мальчик Володя пережил трудное послереволюционное время, годы массовых репрессий. Он вместе с друзьями не раз встречал в сквере своего поселка голодных умирающих людей
Николай служит в полку и слушает лекции в генштабе, куда поступал на протяжении трех лет. Ему удалось на этот раз выдержать различные экзамены, но итоговый чертеж он принес с кляксой, которую завуалировал под кусты.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был талантливым сатириком, которые высмеивал начальников и правительство. В романе «История одного города» Салтыков-Щедрин пишет о городе Глупове
Древнерусская литература, как литература любого периода нашей истории, неразрывно связана со своим временем: она отражает происходившие тогда события и сохраняет их в истории. Один из таких памятников – Слово о полку Игореве.